МУЭТ намерен бороться за каждого пассажира.
Целый ряд интересных проектов будет реализован в ближайшее время на электротранспорте Уфы. Среди них новые троллейбусные и трамвайные линии, установка в салонах платежных терминалов, позволяющих постепенно перейти на безналичный расчет, внедрение системы ГЛОНАСС с организацией единого диспетчерского пункта и специальные тарифы для пассажиров, предпочитающих пользоваться именно этим экологически чистым видом транспорта. Об этом и многом другом рассказал генеральный директор управления электротранспорта столицы Аскар ФАЗЛЫЕВ.
Будет ли скоростной трамвай?
От проекта скоростного трамвая мы не отказываемся, но пока откладываем. В сегодняшней геополитической ситуации ни средств на него, ни технологий нет. Но проект был бы прорывной.
Будем соединять обычной линией трамвая Госцирк и кольцо на ГДК в створе улицы Российской. Потом будет строиться аналогичная линия либо по улице Зорге, либо, что более актуально, от чайной фабрики по улице Менделеева в Сипайлово, Инорс и Черниковку. Тем более что там застраивается колоссальный микрорайон Глумилино на 300 тысяч жителей, и их оттуда надо вывозить. Программу нашего развития в мэрии мы уже представили, теперь нужно выбить финансирование и определить сроки.
Надеемся, что в следующем году запустим линию троллейбуса от Инорса до Сипайлово. Опоры уже стоят, контактная сеть практически протянута. Вопрос — довложить около 50 млн рублей. Новая линия повысит транспортную обеспеченность жителей этих районов и позволит организовать сквозное движение из Черниковки и Инорса в центр города.
В ближайшее время восстановим троллейбусную линию, соединяющую город с поселком 8 Марта. Как только путепровод будет полностью готов, установим контактный провод на участке в километр и пустим вновь 18-й маршрут.
Альтернатива чешской технологии
Реконструкция трамвайных путей, которая прошла на улице Зорге и нескольких перекрестках города, вызывает у людей положительные эмоции — уровень шума от трамваев стал ниже, чем от автомобилей. Теперь из других районов граждане обращаются, чтобы у них тоже сменили пути. Делать это, безусловно, надо. Другой вопрос, что нужно искать технологии, альтернативные чешской, потому что она дорогая и таких рельсов в России не делают.
Одно из предложений поступило от турецкой компании — их технология, являющаяся продолжением немецкой, позволяет использовать обычные трамвайные рельсы. В данный момент представители компании изучают проект реконструкции трамвайных путей на улице Вологодской, на которую город обещает заложить деньги в следующем году. По одной из альтернативных технологий предполагаем продолжить реконст-рукцию путей и на улице Зорге.
Рельсы сдвинутся к «Иремелю»
В нынешнем году отремонтировали участок трамвайных путей на улице Менделеева. Но оптимально, в более отдаленной перспективе, рельсы нужно сдвигать в сторону «Иремеля», чтобы они не в центре проезжей части были. Сделать это реально, поскольку на нечетной стороне располагается нежилая зона и там нет санитарных ограничений. И безопасность пассажиров повысится.
Кстати, проект трамвайных путей от чайной фабрики в сторону Сипайлово тоже предполагает, что рельсы будут размещаться не в центре дороги, а вдоль леса. Остановочные пункты станут безопасными, легче будет решать технические вопросы, да и не надо будет закатывать рельсы в асфальт, что удешевит строительство. Уменьшится и количество пересечений с автомобильными потоками, что позволит увеличить скорость движения трамваев.
Видеотерминал на остановке
Задача МУЭТ — выпустить на линию исправный и чистый подвижной состав. А расписание движения пассажирского транспорта составляет «Уфагортранс», диспетчерская служба также подчиняется ему.
Мы продвигаем другую идею — с помощью ГЛОНАСС движение электротранспорта увязывается в единую систему, действует единый диспетчерский пункт, который в режиме реального времени регулирует движение. Если пассажиров нет, интервал увеличивается, если их много — сокращается. Информация о пассажиропотоке будет поступать в единый диспетчерский пункт с установленных на остановках и в салонах подвижного состава камер.
В свою очередь пассажиры через установленные на остановках видеотерминалы смогут узнавать, через какое время подъедет нужный им маршрут. Установкой такого оборудования будем активно заниматься в ближайшие два года, для начала оснащая самые оживленные остановочные пункты.
ДТП?
Подвезёт автобус
Основная причина нарушения графика движения — ДТП по пути следования. В этом случае трамвай обычно меняет маршрут, чтобы не стоять час-полтора, а то и более. Но тут возникает проблема — трамвайные кольца в свое время ликвидировали и альтернативного пути нет. Чтобы ее решить, мы намерены закольцевать все участки и сделать на самых длинных из них промежуточные кольца. В случае ДТП трамвай сможет там развернуться.
Скажу больше: есть идея закупить на этот случай несколько автобусов. Произошло ДТП — подводим на место свой автобус, пересаживаем туда пассажиров и довозим до нужных остановок. Здесь уже идет борьба за клиента, как в любом бизнесе. Если мы не будем «облизывать» нашего пассажира, он выберет другой транспорт.
Кстати, с виновников ДТП, из-за которых встало движение общественного транспорта, а также водителей, небрежно бросающих на трамвайных путях свои машины (особенно этим страдают улицы Зорге в районе Сбербанка, Мингажева у республиканской больницы и Оренбургская), взыскивают за простой вполне конкретные деньги. В этом году сумма возмещенных убытков составила около 1 млн рублей, в среднем по 10 тысяч рублей с водителя, но мы будем увеличивать сумму взысканий. К слову, пассажиры тоже могут подключиться к процессу и взыскать с виновника убытки, если опоздали куда-нибудь.
Закрытая остановка
Мы переходим на оплату проезда по электронным картам, и для этого устанавливаем в салонах терминалы. На данные момент они действуют в 10 троллейбусах и 26 трамваях. Пассажир подходит и прикладывает к терминалу карту, присутствие кондуктора не требуется.
Наилучшее решение этой проблемы в Стамбуле — пассажир платит при входе на остановку, которая представляет собой закрытый модуль, совпадающий по размеру с размером подвижного состава. На следующий год одну-две таких попробуем сделать в Уфе с помощью турецкой компании, начнем с остановки около Южного автовокзала. Здесь же установим терминал для приобретения и пополнения карт, а разовые поездки будут по жетонам.
Повышение или понижение?
С 1 декабря мы вводим новые тарифы. Но это не простое прямолинейное повышение. Плата однозначно вырастет для тех, кто ездит редко — до 15 рублей за наличный расчет и 12 рублей по карте. Для пассажиров, которые ездят часто, мы предлагаем систему месячных абонементов. Чем больше поездок в месяц пассажир откупает по предоплате (имеется в виду не календарный месяц, а 30 дней начиная с первой поездки), тем выгодней цена. Если это 30 поездок, цена сохраняется такая, как сейчас. Если поездок больше, то даже уменьшается. Но сразу предупрежу: за 30 дней пассажир должен истратить все поездки, они не сохраняются. Такая же регрессивная шкала предусмотрена и для льготных категорий — студентов, пенсионеров, школьников.
Никаких новых карт покупать не придется. Но когда владелец придет ее пополнять, ему в качестве альтернативы предложат специальные тарифы. Пока пунктов пополнения карт в городе четырнадцать (адреса есть на сайте МУЭТ), но сеть их будет расширяться — к процессу подключатся «Уфапечать», торговые комплексы, а со временем это можно будет сделать и по интернету.
К марту в городе появится новая опция — виртуальные маршруты. Сев на трамвай на улице Вологодской, пассажир сможет доехать до ГДК, там пересесть на троллейбус и добраться до нужного места. Либо доехать на троллейбусе до Госцирка и пересесть на трамвай, следующий в центр. Это будет считаться как один маршрут, и вместо двух поездок пассажир заплатит за полторы.
Почём трамвай?
Последнюю партию новых троллейбусов — 11 машин — город получил в начале этого года. Четыре современных трамвая приобретены в 2012 году. Сейчас идут переговоры с «Тверьвагонмашем», готовым продать новый трехсекционный трамвай за 25 млн рублей (обычный стоит 16 млн). Есть также предложение от чешской «Татры» — организовать сборку трамваев в Уфе.
С другой стороны, капремонт трамвая обходится намного дешевле — в 5 млн рублей. По этому пути мы уже идем — из старой машины фактически делаем новую. В депо на ГДК реконструируем один трамвай — покрасили его, меняем сиденья, электропривод. В работе также десять троллейбусов. Им не только обновят кузов и обивку, но и сменят привод, поставят аккумуляторы. Получатся машины с автономным ходом, которые смогут объезжать ДТП и выполнять маршруты в Шакшу, Дему. До 20 километров без контактной сети — это реально опробованная технология.
Ездить в тепле
Чтобы зимой пассажиры ездили в тепле, почти весь подвижной состав оборудовали печами. Закупили системы подогрева сидений водителей, так что к морозам и они будут обеспечены теплом. Что касается летней жары, то климат-контролем оборудованы только последние приобретенные вагоны. Будем потихоньку кондиционеры ставить, хотя это гораздо дороже.
Исходя из требований безопасности во всем подвижном составе установим по две камеры и видеорегистратор. Кроме того, работаем над системой автоматического отключения фидеров (лежащий под землей кабель, питающий контактную сеть) при коротком замыкании, чтобы трамваи больше не горели. Другое дело, что это требует больших денег – на каждую из 31 тяговой подстанции приходится по 4 — 6 фидеров, а один автомат стоит 100 тысяч рублей.
Безопасней для пассажиров станет и посадка-высадка — заднее стекло трамвая оборудуют светящимся знаком в форме треугольника, который на остановках будет мигать. Надеемся, что такая мера заставит водителей останавливаться и пропускать пассажиров. Мы также просим у города согласия на отгораживание трамвайных путей от автомобильного движения. Идеальная схема у нас реализована по улице Зорге.
Справка
В Уфе 21 троллейбусный и 12 трамвайных маршрутов. Подвижного состава около 400 единиц, из них 210 троллейбусов и 185 трамваев. Ежедневно на линию выходят 150 троллейбусов и 100 трамваев.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?