Любой более или менее крупный город рано или поздно задается вопросами эффективного использования территории, улучшения экологии и мобильности населения. Это нормально. Рецепты давно известны. Западные примеры показывают, что идти нужно по пути компактного развития через реновацию, редевелопмент имеющихся в городе территорий, а не за счет растягивания города вширь, что создает нагрузку на транспортную, инженерную инфраструктуру и, соответственно, бюджет. Сейчас никого не удивишь генпланом, в который включены комплексные меры по борьбе с пробками, развитию общественных пространств, вынос производств на окраины, новые стандарты качества жилья. Во главе этих идей — создание комфортной среды, городов «человеческого» масштаба. Муниципалитеты торопятся обсудить с экспертным сообществом планы пространственного развития и формирования агломераций. Документы принимаются — но ситуация существенно не меняется. Мы стоим в пробках, живем в аварийном жилье, смотрим из окна на промышленный пейзаж, страдаем от отсутствия кислорода. Декларированные идеи — обновления существующей застройки или многофункциональности городов — умирают на разбитых дорогах и от отсутствия общественных пространств. В чем проблема?
С идеями-то проблем нет, с их реализацией — однозначно есть. Пока города являются лишь исполнителями бюджетов, административная машина принятия решений будет действовать четко и формально. Кто-то из высших чиновников придумает, сколько метров жилья на человека в год нужно построить, затем министерства предпишут регионам не отступать от плана, затем президент скажет, что в стране мало доступного жилья, правительство разработает программу и так по кругу. Не попасть в административную мясорубку можно только одним способом — «мы в прошлом году сдали миллион квадратов» или «мы в прошлом году по вводу жилья на несколько десятков процентов превысили показатели позапрошлого». А за таким отчетом лежит комплексное освоение полей. Иного способа быстро прирастать жильем нет. Сверху цифрами довольны, о качестве там спрашивать не особо принято. В итоге субурбия уплотняется, становится многоэтажной и город выворачивается наизнанку, превращаясь в воронку.
Города должны быть активными субъектами экономической деятельности, сторонами переговорного процесса, тогда у них будет хотя бы минимальный уровень самостоятельности, необходимый для полноценного градостроительного развития.
http://expert.ru/ural/2014/40/goroda-naiznanku/?n=87778
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?