Покорительница огня и металла

За 40 лет работы в ВНЗМ Фанзиля Ахметовна Заляева поменяла профессию воспитателя на работу с раскаленным металлом – уже 26 лет она женщина-газорезчик УЗМК. Активна в спорте и общественной жизни: защищает честь команды на всех корпоративных, районных, городских, республиканских соревнованиях.

За 40 лет работы в ВНЗМ Фанзиля Ахметовна Заляева поменяла профессию воспитателя на работу с раскаленным металлом – уже 26 лет она женщина-газорезчик УЗМК. Активна в спорте и общественной жизни: защищает честь команды на всех корпоративных, районных, городских, республиканских соревнованиях.

До начала 90-х годов у ВНЗМ был собственный детсад, в который сотрудники водили своих детей. 18-летняя девчонка Фанзиля пришла воспитателем и, начиная с 1979 года, проработала тринадцать лет, – не мудрено, в деревенской семье, где восемь детей, старшие привыкли смотреть за младшими.

В 1990-х годах у всех бюджетников (воспитатели, учителя, врачи) была тяжелая ситуация с зарплатой: она была мизерная, и ее не выдавали годами, поэтому не было альтернативы, кроме как кардинально менять профессию – пошла в УЗМК. Воспитание такое, что ничего не боялась, просто решила:  «Дай, попробую». Менять коллектив было непросто, но поддержали родители – работники завода, чьих детей она воспитывала в садике. Сказали: «Девчонки же работают, и ты научишься».

– Когда я пришла на завод, работало 8 женщин-газорезчиков, а сейчас нас осталось трое. Я же деревенская девчонка и не имела представления, что такое газорезка. Но мы росли в трудностях, мать с отцом все время на работе, дома их почти не видели, все домашние тягости нам выпадали: зарезать курицу и сварить суп, испечь хлеб, пасти стадо верхом на лошади. Дрова колоть вообще было любимое занятие, пока муж не «отобрал» топор.

На заводе впервые зажгла резак и отпрыгнула от неожиданности – когда открываешь пропан и кислород, поджигаешь струю, то горелка, как норовистый конь. Но освоила быстро, через 15 дней дали настоящую работу – резать заказы. Сейчас мы все делаем уже с «закрытыми глазами», вырезаем из металлопроката сложные фигуры – те, что ЧПУ неспособен изготовить.  При этом нужно делать ровно и гладко, чтобы затем мужчины не мучились с очисткой. Тяжесть работы – в жаре, особенно летом. В девяностые, когда был дефицит металла, приходилось резать старый, заржавевший – раскаленные хлопья ржавчины отлетают под напором струи резака и прилипают к коже, бывало, попадало в рот или ухо.

Привычка к спорту привилась еще в детстве. Каждый день ходили в школу пешком семь километров по горам, без дорог из поселка Каримово в село Аитово и столько же обратно – с 4 по 10 класс, как спартанцы: подъем в 6.30, выход в 7 утра. В то время взрослые не провожали детей. Шли самостоятельно, собравшись группой около 20-ти человек, как на военном марше: старшие с фонариками впереди и позади, а посередине младшие.
Общественнице Фанзиле, выступающей на местных соревнованиях по лыжам, доводилось дважды за день проделывать это «туда-обратно» – бегала после уроков домой на обед. Она до сих пор не пропускает ни одного зимнего кросса ВНЗМ.
Муж Фанзили Ахметовны такой же спортивный. Фаварис Заляев – мастер спорта России, двукратный победитель Кубка СССР по эстафете на марафонской дистанции. В 1985 году он работал тренером по легкой атлетике в 21-м тресте. Вместе бегали, выпускали стенгазеты, рисовали, сдавали ГТО – так и поженились. Их сын и дочь оба с отличием закончили нефтяной университет, причем на бюджетном отделении – молодцы, не подвели.

И еще одна любовь – цветы. «Наверное, передалось она от отца: очень люблю цветы и выращиваю их. Когда мы были маленькие, в саду росли яблони. Запомнилось, как отец рано будил, а мы не хотели вставать, чтобы жечь дымовые шашки, – их дым должен был задержать излучение тепла от земли и не дать переохладиться воздуху, иначе цветущие яблони померзнут».

Вот такие замечательные люди работают в ООО АК «ВНЗМ».

 

 


Орджоникидзевский район
Строительство
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA