Он – один из тех, кто влюблен в науку.
Он – один из тех, кто влюблен в науку. Несмотря на молодость, успел многого добиться и стать лучшим в профессии. Теперь знаниями и опытом делится с детьми, которых мечтает сделать успешными в своей области. Наша беседа с биологом, педагогом центра «Эколог» Айдаром Нигматзяновым. - Почему вы решили связать свою жизнь с наукой? - Когда учился на биологическом факультете БашГУ, заметил, что не все студенты обладали базовыми знаниями и не всегда могли правильно оформлять информацию. И тогда родилась мысль, а почему бы мне не заняться преподаванием, ведь к тому времени уже неплохо поладил с наукой. С детьми работаю давно: еще будучи студентом приезжал в Зилаирский район (откуда родом) и помогал учить школьников. А после университета предложили работу в «Экологе». - Недавно вы стали победителем на городском и республиканском этапах Всероссийского конкурса профмастерства «Сердце отдаю детям». Как удалось стать лучшим? - От нас требовалось сделать самопрезентацию на сцене, с чем проблем не возникло, так как являюсь слэмером, то есть выступаю в жанре научного стендапа. Предстояло провести открытый урок: постарался, чтобы он получился интерактивным. - Что самое сложное в профессии педагога? - Наверное, поиск одаренных детей, заинтересованных в науке. Хотя в любом ребенке можно развить таланты. В то же время есть такие ребята, которым достаточно помочь раскрыться, так как способности в них уже заложены природой. - Как находите общий язык с детьми? - Работаю со старшеклассниками 13-17 лет. В этом возрасте мир воспринимается иначе: для них взрослый человек зачастую - не авторитет, уважение детей нужно заслужить. Мы работаем как партнеры, прислушиваясь друг к другу. - А как пробуждаете в них интерес к науке? - Я им говорю, что могу подготовить к таким конкурсам, где они могли бы выиграть. Это новое поколение, их постоянно нужно чем-то мотивировать. - Есть ли у вас своя методика обучения? - Помимо биологии и экологии, даю ребятам основы ораторского искусства, как правильно выступать на сцене, представлять научные данные. Даже если мои ученики не пойдут по этому направлению, все полученные навыки им все пригодятся, потому что в университете предстоит достаточно много заниматься исследовательской работой, защищать курсовые и дипломы. - Каких результатов добились ваши воспитанники? - Есть призеры республиканских конкурсов, победители биотурниров. А сейчас мы готовимся к слету юных экологов и лесоводов, где я сам 10 лет назад завоевал первое место. Хочется верить, что и мои воспитанники покажут высокие результаты. - А чем занимаетесь в свободное время, есть ли у вас какие-то увлечения? - Я всегда погружен в биологию. А вообще интересуюсь интеллектуальной игрой «Что? Где? Когда?». А еще увлекаюсь историческим фехтованием. - Что думаете о современном поколении: чувствуется ли в них желание учиться? - Мне кажется, проблема есть, но она заключается не в детях, а в самих взрослых, ведь они иногда молодых не слышат. Часто сталкиваюсь с тем, что ученики желают со мной побеседовать на какую-то отвлеченную тему, поговорить о том, что, по всей видимости, не могут обсудить с родителями. За этим скрывается стремление познать мир, поэтому нельзя пресекать их фанатическое любопытство. - А о чем они вас чаще всего спрашивают? - О философии, о религии, а также интересуются вопросами питания: например, ГМО, гомеопатией. Стараюсь все разъяснять с научной точки зрения. - Как, например, трактуете им тему ГМО? Опасно ли это? - Нет. Люди чаще всего боятся, что потребление чужого ДНК негативно повлияет на их организм. А вы не задумывались о том, что каждый день едите чужой генетический материал? Думаете, его нет в обычных огурцах или мясе? Ведь это и есть чужое ДНК: все питательные вещества идут на развитие организма, за счет чего человек растет, но это не меняет его генетического материала. - Получается, потреблять ГМО можно? - Даже больше скажу: практически нет таких продуктов, которые не содержали бы генетически модифицированные организмы. Надпись, которую вы видите на упаковке майонеза «Без ГМО», не означает, что там их нет. - Расскажите, как проходят ваши занятия? - Кроме лекций, занимаемся практикой: собираем материал для исследовательских работ. Летом слушаем птиц, в парке Лесоводов изучаем лишайники, насекомых, собираем гербарий. Делаем проекты по изучению кислотности почв, содержанию в них тяжелых металлов, анализ почвенной фауны. В основном проводим мониторинг качества окружающей среды. - Что скажете о почве нашего мегаполиса? - Человек многое изменил, причем растительность тоже преобразует ее кислотность. Не могу сказать, что ситуация критическая, но и не очень хорошая. Конечно, необходимо принимать меры, а для этого нужно собрать больше данных, потому что исследований даже за один год недостаточно. - Что еще планируете изучить вместе с воспитанниками? - Продолжим исследовать почву, а также проанализируем состояние водоемов. Расширим географию изучения лишайников, затронем северную часть столицы - Черниковку. Дети сами выбирают тему, иначе энтузиазма и получения удовольствия от совершенного ждать не приходится. Беседовала Индира МАГДАНОВА.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?