В Башкирском художественном музее имени Нестерова проходит выставка Виктора Пегова

Выставка живописи известного башкирского художника Виктора Николаевича Пегова приурочена к его 80-летию. В экспозиции — произведения из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, составляющие авторскую коллекцию художника в музее. Формировавшаяся на протяжении всего творчества Пегова, коллекция в полной мере отражает основные образно-тематические и жанровые линии, выражающие творческую концепцию автора, его художественный мир.

В Башкирском художественном музее имени Нестерова проходит выставка Виктора Пегова

Выставка живописи известного башкирского художника Виктора Николаевича Пегова приурочена к его 80-летию. В экспозиции — произведения из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, составляющие авторскую коллекцию художника в музее. Формировавшаяся на протяжении всего творчества Пегова, коллекция в полной мере отражает основные образно-тематические и жанровые линии, выражающие творческую концепцию автора, его художественный мир.

Получивший блестящее художественное образование в одном из старейших и престижных вузов страны — в Казанском художественном училище, связанном с именами многих выдающихся мастеров живописи, в том числе Д.Д. Бурлюка (1882–1967), Н.И. Фешина (1881–1955), А.Э. Тюлькина (1888–1980), — Пегов на протяжении всего своего творческого пути демонстрировал универсализм жанровых пристрастий и высокую живописную культуру. В его изобразительном наследии — лирические и психологические портреты, предметные и цветочные натюрморты, лирические и лирико-эпические пейзажи, крупноформатные тематические картины, решённые с особым вниманием к композиции и колориту. Большую роль в живописи Пегова играла и фактура, в результате чего поверхности его холстов приобрели эффект лёгкой рельефности, неотрывной от эмоциональной динамики образов. Пегов — бесспорный представитель русской реалистической школы живописи, её художественных традиций.

Герои портретов Виктора Николаевича — это, в первую очередь, близкие ему по духу люди — выдающиеся политические деятели, простые труженики, члены семьи. Но это не просто портреты, какими бы психологическими или лирическими они ни были: это портреты-картины, поскольку в них воплощён основополагающий для Пегова-портретиста и жанриста принцип — обязательное включение персонажа в ту или другую реальную ситуацию — современную или историческую. И самое главное: в каждом портрете, в каждом образе — уважение художника к человеку, независимо от того, каков его социальный статус. Ярким свидетельством этого благородного авторского принципа стали портреты-картины, посвящённые как человеку труда, так и образам В.И. Ленина, Н.К. Крупской, М.И. Калинина, других революционеров. Виктор Николаевич — человек советской эпохи, с восторгом воспринимавший её победы, её достижения, стремившийся внесли своим искусством весомую лепту в достойное воплощение в отечественном искусстве заветов великий русских мастеров. Так, произведения, связанные с пребыванием зимой и летом 1900 года в Уфе В.И. Ленина, свидетельствуют, что Пеговым создана своя собственная, авторская Лениниана. Её главная, отличительная особенность — суть образной трактовки, заключающаяся в откровенном лирико-поэтическом контексте, раскрывающем внутреннюю значимость и внешнюю красоту вождя мирового пролетариата и его жены Надежды Константиновны Крупской. Молодые и красивые, Ленин и Крупская, в первую очередь, духовно близкие друг другу люди, объединённые силой взаимного чувства — уважения и любви.

Большое место в творчестве Пегова занимают пейзажи, отличающиеся неподдельной, искренней любовью к Родине, к родному Башкортостану. Таковы и натюрморты: в каждом из них, несмотря на непритязательность мотива, автор стремится показать его природную красоту и убедить зрителя, что мир красив во всех своих проявлениях, и не важно, что является предметом художественного «исследования» — неприхотливый цветок, чертополох или каравай ржаного хлеба.

В экспозиции выставки — и произведения, посвящённые многолетней разработке Пеговым образов ребёнка, подростка, молодых людей, только вступающих во взрослую жизнь. Отличающиеся лиризмом, бережным раскрытием красоты юной души, они подтверждают программную для художника суть портретной концепции, построенной на уважительном отношении к человеку, на акцентировании зрительского внимания на главном — духовной красоте человека. Отдавший почти 55 лет своей жизни педагогической деятельности, подготовивший не одно поколение известных художников Башкортостана, Виктор Николаевич Пегов знал и понимал мир ребёнка, ценил его природный талант, помогал раскрытию лучших душевных и творческих порывов каждого ученика. Поэтому «детско-юношеская» линия в его творчестве играет важнейшую роль, становясь органичной его большому художественному наследию.


Кировский район
Культура
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA