На сегодняшний день оборот Металлического вторсырья остается одной из самых проблемных областей российской промышленности в плане нарушений законодательства. По данным Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по Республике Башкортостан, нарушения налогового законодательства выявляются на всех стадиях заготовки, переработки и реализации металлолома.
Наиболее распространенным видом нарушений является использование подложных документов при закупке лома у физических и юридических лиц, а также использование реквизитов несуществующих организаций для получения налоговой выгоды и возмещения крупных сумм денежных средств из бюджета.
В настоящее время предприятия по сбору металлолома фактически покупают основную долю металла у физических лиц (70-80%) за наличный расчет и как правило без оформления какой бы то ни было документации.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) расчеты с физическими лицами производятся без налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Незаконно наращивая НДС, недобросовестные участники рынка оформляют сдаваемый физическими лицами лом через цепочку поставщиков с использованием фирм-однодневок. Полученный таким образом НДС далее обналичивается, в бюджет не уплачивается, и попадает в распоряжение организаторов этих схем. Далее крупная сумма незаконно наращенного НДС ежегодно возмещается из бюджета при отгрузке металла на экспорт.
В январе 2018 года, в целях борьбы с незаконным возмещением НДС, Госдума приняла ряд поправок и дополнений в НК РФ, в том числе была отменена льгота на операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ), а также введен для отдельных операций по реализации товаров принцип налогового агентирования (пункт 8 статьи 161 НК РФ).
Концепция принципа налогового агентирования НДС для отдельных операций заключается в том, что НДС не уплачивается покупателями этих товаров продавцу в цене реализации, а исчисляется расчетным методом и уплачивается в бюджет налоговыми агентами, которые смогут принять исчисленную сумму налога к вычету в том же налоговом периоде. Налоговая база определяется налоговым агентом в соответствии со статьей 105.3 НК РФ с учетом налога (пункт 8 статьи 161 НК РФ в редакции Федеральный Закон 335 от 27.11.2017). Налоговым агентом признаются покупатели (получатели) товаров за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Принятые изменения позволят бороться с недобросовестными налогоплательщиками. Ситуация, когда покупатель принял к вычету НДС, а продавец эту операцию у себя не отразил и не уплатил налог в бюджет, исключается. При новой схеме уплаты налога вряд ли найдутся покупатели, которые не включат расходы в налоговую базу по НДС в качестве налогового агента. Таким образом, теперь одно лицо отвечает и за уплату налога и за его вычет.
В настоящее время контрольно-аналитическим отделом Межрайонной ИФНС России №31 по Республике Башкортостан проводится контрольно-аналитическая работа в отношении организаций, реализующих лом и отходы черных и цветных металлов, направленная на пресечение использования незаконных схем с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?