Остаться в живых

28 сентября традиционный урок чести в речном училище был посвящен поисковым экспедициям Олега Продана по следам судна «Святая Анна», на котором в 1912 году отправился покорять Северный полюс выпускник Аксаковской гимназии Валериан Альбанов. 

Остаться в живых

28 сентября традиционный урок чести в речном училище был посвящен поисковым экспедициям Олега Продана по следам судна «Святая Анна», на котором в 1912 году отправился покорять Северный полюс выпускник Аксаковской гимназии Валериан Альбанов. Про подвиг людей различных эпох рассказал выдающийся полярный и военный летчик, Герой России Николай Гаврилов.

У него самого за плечами не только легендарные полеты на Северный и Южный полюс, несколько тысяч боевых вылетов в Афганистан, 14 полетов в горячие точки с президентом России Владимиром Путиным, но и взлет на вершину Эльбруса.

- Вы участвовали в поисках пропавшей шхуны. Что вдохновило вас на полет в Арктику?

- Роман Каверина «Два капитана», основанный на дневниках Альбанова. По его маршруту в Земли Франца-Иосифа, затерянного во льдах,  мы с друзьями вылетели во время своего отпуска, чтобы найти хоть что-то из той экспедиции. Знали, что накануне спасения в живых оставалось шесть первопроходцев. В их распоряжении был один каяк, куда могли поместиться только двое, и чтобы доплыть до лагеря английского путешественника Джексона, по морю отправились Альбанов  и Конрад. Остальные пошли по берегу. Надо было пройти всего несколько километров, но в жестоких условиях Севера они затерялись во льдах. Альбанов со своим матросом доплыли, и когда подошел с кораблем «Святой Фока» Георгий Седов, Валериан попросил того найти своих товарищей. Более суток искали, но не нашли. И вот останки одного из пропавших членов экспедиции мы обнаружили в вечной мерзлоте через 98 лет!

Мы поставили крест и табличку в знак благодарности. И главное – нашли артефакты – дневник этого человека, который теперь хранится  Архангельском музее.

Конечно, после экспедиции для меня наиболее важным открытием стало мужество, компетентность и жизнелюбие вашего земляка. Он один из команды Брусилова смог найти единственный выход, давший возможность ему остаться в живых.

- Вы тысячи раз летали в горячие точки, выполняли особые задания первых лиц государства. Какой полет в вашей жизни был самым сложным?

–Каждый из них неповторим, одинаковых просто не бывает. Однажды в Афганистане был случай, когда при выполнении боевой операции противник стал ожесточенно сопротивляться, был сбит один из наших вертолетов. Экипаж благополучно приземлился на горной местности, второй вертолет его эвакуировал, а машина осталась на растерзание врагам.

Поучив команду, мы срочно вылетели в район бедствия. Прибыли первыми, увидели, что бандиты еще не подошли к брошенному вертолету. Мы дерзко выполнили посадку возле него. Инженер не нашел видимых повреждений, получилось запустить оба двигателя. Один из коллег с моим бортинженером на этом подбитом вертолете решили взлететь и спасти машину. Я же остался прикрывать их с земли. Бандиты приближались, мне надо было догонять спасенную машину. Таким сокращенным составом экипажа быстренько ввел обороты, напустил пыли и в окружении террористов взлетел догонять подбитый вертолет.

Когда мы вышли из опасной зоны, было в полете очень приятное и радостное чувство победы.

- Писали, что только с пилотом Гавриловым и только на вертолетах из отрядов вашего управления президент Путин во время чеченской войны летал на Кавказ. Чем вы заслужили такое доверие?

– В задачи нашей авиации не входила транспортировка первых лиц государства. Но в то время на Кавказе действовало очень много неуправляемых группировок, в чьих руках было и стрелковое, и специальное оружие, включая противозенитные ракеты. Наша авиация была наиболее приспособлена к работе в этих сложных условиях. Более того, в ограниченном выпуске мы придумывали новые системы оборудования, которые защищали от попадания в засаду, использовали их на своих летательных аппаратах. ФСО и ФСБ приняли решение возложить почетную, но очень ответственную и важную миссию перевозки руководства страны на авиацию ФСБ.

Мы с честью справились с этой задачей. Ни один полет – ни из-за погоды, ни из-за оперативной или другой обстановки - не был отложен. Мы обеспечили тот уровень безопасности, который и требовала от нас специальная служба.

- У вас много высоких наград. За что вам присвоено звание Героя России?

– Не за награды мы выполняем свой долг. Так уж получилось, что после военного училища, освоив военный вертолет, тактику, оперативное искусство и стратегию применения авиационных соединений, я участвовал и в афганском конфликте, и в конфликтах внутри страны. Безусловно, это было сопряжено с риском для жизни. За многие операции и выполненные задачи мои товарищи получали боевые награды. Я в стороне от них не стоял. В большинстве случаев – руководил, принимал решения. Не всегда они были стандартными, что, может быть, многократно спасало всю операцию. Со временем появились столь высокие награды на моей груди. Я всегда говорю: это заслуга не моя лично, это заслуга всего коллектива.

- Поразительных фактов в вашей биографии хватит на нескольких героев России. Например, вы первым покорили вершину Эльбруса на вертолете. Расскажите, как это было?

– Дело не только в романтике. Горы – любимое пристанище террористов. Спецслужбы должны быть на голову выше по подготовке в горах. И вертолеты – это первое звено, которое помогает нашим спецподразделениям завоевывать превосходство в горах. Мне была поставлена задача выполнить полет в рамках летнотактических учений. Руководил учениями сам директор ФСБ, очень смелый человек Николай Платонович Патрушев.

Нужно было выяснить максимальную высоту, на которую сможет сесть наш вертолет. Мы вместе с Николаем Платоновичем выполнили посадку на вершине Эльбруса. Прошлись, посмотрели, убедились, что можем и отсюда руководить операциями, которые проводятся в горах. Благополучно выполнили взлет и дальнейшее передвижение по территории Кавказа. Этим полетом мы показали и себе, и нашим оппонентам, что в горах для нас нет недоступных точек.


Ленинский район
Культура
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA