В Уфе почтили память легендарного железнодорожника Ивана Спатара

Накануне Дня железнодорожника в Уфе ветераны отрасли и работники Башкортостанской пригородной пассажирской компании возложили цветы к мемориальной доске на доме, в котором жил легендарный железнодорожник Иван Спатар. 

В Уфе почтили память легендарного железнодорожника Ивана Спатара

Двадцать лет Иван Парфёнович возглавлял Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги. За это время объём работы Башкирского отделения вырос в два раза. Регион стал осуществлять больше половины всех грузовых перевозок и треть всей тонно-километровой работы на Куйбышевской железной дороге. Отделение стало одним из самых высоко оснащённых на всей сети МПС. Введена новая электрифицированная линия Белорецк – Карламан (башкирский БАМ) протяжённостью более 200 километров, электрифицировались новые участки пути, более 200 километров оснащены автоблокировкой, проведена коренная реконструкция локомотивного депо Дёма, вошла в строй новая промывочно-пропарочная станция Аллагуват, началось строительство Южного железнодорожного обхода Уфы, стал курсировать фирменный поезд «Башкирия»,построен новый железнодорожный вокзал, активно развивалось пригородное сообщение. В городах и посёлках республики строились и развивались железнодорожные микрорайоны. 

Свою первую, по-настоящему боевую награду Иван Спатар получил в 1942 году, когда освободил забитую вагонами станцию для прохода литерных эшелонов, перевозивших танки под Сталинград. Дорога была каждая минута. Когда стало ясно, что маневровая работа по «растаскиванию» составов займет несколько суток, молодой начальник станции принял единственное и, как оказалось, правильное решение. Сцепкой из четырех мощных паровозов «ФД» Спатар сбросил с путей несколько эшелонов с углем и лесом, давая, таким образом, пройти составам с военной техникой. А об этом забавном случае Иван Парфенович часто вспоминал во время празднования Дня железнодорожника. Когда после войны он работал начальником станции Абдулино, бледный и растерянный помощник вручил ему строгую телеграмму. В ней предписывалось встретить самого... Кагановича, тогдашнего сподвижника Сталина, наркома путей сообщения, человека жесткого, за малейшую провинность отдававшего железнодорожников под трибунал. Весь день и всю ночь железнодорожники драили станцию. На утро начальство, заметно волнуясь, собралось на перроне для встречи высокого гостя. И вот подошел поезд. Встречающие отправились в конец состава, где должен быть вагон-салон. Но вместо «железного наркома» из обыкновенного купейного вагона в стареньком потертом пальтишке, улыбаясь, вылез Каганович... Гриша — однокашник Ивана Парфеновича по Харьковскому институту инженеров желдортранспорта, шутник и балагур. Он не дождался дружеских объятий — в гостя полетел тяжелый путейский фонарь. Опасаясь тумаков, Гриша бросился наутек от разъяренного приятеля. А уже вечером, когда страсти улеглись, за дружеским застольем все посмеялись, и, к чести железнодорожных командиров и партийных работников, никто не «просигнализировал» о лженаркоме из Харькова. 

Другой не менее забавный случай, который бы мог стоить башкирскому НОДу головы, произошел в 60-е годы, когда в Уфу приехал руководитель страны Никита Хрущев. Когда, наконец, первый секретарь ЦК КПСС попрощался с руководителями республики и поднялся в салон-вагон, напротив правительственного состава вдруг остановился маневровый локомотив, и паренек-машинист решил посмотреть внутреннее убранство персонального хрущевского вагона. Увидев в окне молодого человека, Хрущев стал улыбаться и махать машинисту рукой. Тот стал махать в ответ и радостно вопить: «Да здравствует Никита Сергеевич!». Это продолжалось почти 15 минут, а стоявшие на перроне руководители сразу и не поняли, почему не отправляется литерный. Сообразив, что творится что-то неладное, НОД буквально влетел в кабину машиниста и тут все понял. Паренек вошел в ступор и, уже ничего не соображая, махал хохотавшему Хрущеву рукой. Спатар аккуратно оттеснил машиниста и, тоже махая Хрущеву, спокойно отвел маневровый локомотив. Самое смешное, что тот бедолага-машинист еще минут 15 махал рукой , приветствуя, таким образом, своего уже непосредственного руководителя. 

Почетный железнодорожник СССР Иван Спатар был награжден двумя орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, многими медалями. Четыре раза избирался депутатом Верховного Совета БАССР. 

В Уфе на стене дома №71 по улице Карла Маркса, где жил легендарный железнодорожник, установлена мемориальная доска. 

Сергей Спатар


Демский район
Транспорт Социальные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA