Круиз в прошлое

Не все знают, что на территории судоремонтно-судостроительного завода находится Музей истории судоходства Бельского бассейна, хранящий многие интересные экспонаты.

Не все знают, что на территории судоремонтно-судостроительного завода находится Музей истории судоходства Бельского бассейна, хранящий многие интересные экспонаты.
История развития башкирского водного транспорта уходит корнями в середину 19 века. Именно тогда по ходатайству местных промышленников была обследована река Белая и признана пригодной для судоходства.
Музей же появился намного позже – был утвержден решением Бельского райкома партии в 1972 году. Раньше он назывался Музеем революционной, боевой и трудовой славы бельских речников. Но стенды и плакаты на стенах повествуют, что история пароходства началась в далеком 1918 году. Тогда уфимские судостроители одними из первых национализировали флот и создали Союз бельских речников, который уже потом стал Бельским речным, а еще позже его переименовали в Башкирское речное пароходство.
В музее собрано около 300 различных экспонатов, более тысячи фрагментов писем, старых документов, подшивок газет «Бельский речник» (ранее «Водник Башкирии»). Каждая модель, каждый стенд, каждое письмо рассказывает о боевых и трудовых подвигах.
В самом зале посетители могут увидеть различные модели, сделанные руками самих речников. Материалы использованы разные: металл, пластик, картон.  Представлены модели от первых пароходов и судов, которые ходили у нас на Белой вплоть до современных, таких как «Восход».
Попадается и совсем неожиданное – например, бивень мамонта, который достали при добыче плавкраном песчано-гравийной смеси. Есть и настоящий костюм тяжелого водолаза старого образца –вес костюма составляет более 90 килограмм, чтобы самого водолаза не снесло течением.
Внес свой вклад судоремонтный завод и в годы Гражданской и Великой Отечественной войны. Во время нее он получил военный заказ на изготовление аэросаней – прототип нынешних снегоходов, только на воздушной тяге: движение осуществлялось за счет винта. На фронт из числа речников ушли более 500 человек, около сотни пали на полях сражений. Трое стали Героями Советского Союза.
…На видном месте висит и портрет легендарного начальника пароходства – Федора Андреевича Кибальника, который руководил им целых 20 лет!
Чем же оценивается труд речников? Перевозкой грузов и пассажиров.  Максимальных показателей пароходство достигло в 1990-м и 1991-х гг. – было перевезено около 18 млн груза и около 800 тысяч пассажиров. Сейчас масштабы, конечно, не те – всего 200 тысяч тонн груза и порядка 50 тысяч пассажиров.
- Этот музей делали больше для речников и их детей. Основные посетители – курсанты речного училища. Первокурсники, все без исключения, в самом начале года приходят сюда группами. Посещают музей и школьники школ № 4, № 46 и № 128.  А когда летние лагеря начинаются, детей из города тоже привозят, обычно 3-5 класс.  В среднем музей посещают 500-600 человек. Правда, не все желающие могут попасть: он находится на территории самого судоремонтно-судостроительного завода, – заканчивает рассказ смотритель музея, капитан-механик-наставник Николай Савин, который, выражаясь профессиональным языком, работает уже 54 навигации. 


Ленинский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA