В Уфе обсудили принципы и задачи Стратегии пространственного развития города

В 2013 году городские службы приступили к работе над Стратегией развития Уфы, так как назрела необходимость корректировки генерального плана с учетом требований современности и потребностей жителей города. Об основных принципах, задачах и этапах разработки Стратегии пространственного развития города на очередном оперативном совещании в столичном муниципалитете рассказал начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ Ильдар Фанисович Ибрагимов. 

В 2013 году городские службы приступили к работе над Стратегией развития Уфы, так как назрела необходимость корректировки генерального плана с учетом требований современности и потребностей жителей города. Об основных принципах, задачах и этапах разработки Стратегии пространственного развития города на очередном оперативном совещании в столичном муниципалитете рассказал начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ Ильдар Фанисович Ибрагимов. 

Среди основополагающих принципов Стратегии значатся такие, как интеграция в существующую социально-экономическую инфраструктуру города; проведение подробного анализа и исследований с применением не только официальной статистики, но и открытых данных, которые позволяют понять существующие тенденции; вовлечение в процесс различных заинтересованных групп; согласование основных положений Стратегии  на этапе разработки, а не утверждения.

- Решение транспортного вопроса – ключевая задача стратегии пространственного развития для крупных городов, поэтому необходимо обеспечить данными процесс принятия решений, - отметил Ильдар Фанисович. - Наличие данных о  транспортных потоках позволяет оценивать реалистичность предложений стратегии и находить оптимальные решения для отдельных узлов транспортной системы. Необходимым дополнением являются социологические данные о транспортном поведении горожан и их перемещениях. Мониторинг этой информации необходимо вести с определённой периодичностью, для того, чтобы оценивать качество работы транспортной системы в целом и её отдельных участков.  

Так в апреле 2015 года в Уфе был проведен эксперимент по массовому сбору информации о транспортном перемещении горожан. Опрос проводился через интернет с использованием специально разработанного интерфейса. Анкета состояла из трех блоков: поездки в  будние дни, поездки в выходные дни и загородные поездки.  Данный формат позволил собрать более 20 тысяч ответов и получить данные, отражающие существующие тенденции перемещения горожан. Собранные ответы будут проанализированы и учтены в процессе выработки решений в сфере городского транспорта.

Большое внимание сегодня уделяется изучению мнений горожан по поводу развития их микрорайонов. При этом в процессе обсуждения с жителями применяется не административное, а «естественное», «народное» районирование. В Уфе контуры таких районов определяются четко: Дема, Сипайлово, Инорс, Центр, Черниковка, и др. Подобный подход позволяет обсуждать вопросы близкие и понятные широкому кругу горожан, а главное, получить подробную информацию о территории.

Для вовлечения заинтересованных групп в процесс разработки Стратегии проводится градостроительный форум UrbanБайрам, проектные сессии, воркшопы и круглые столы. Ежегодно власти, бизнес, горожане и приглашённые эксперты обсуждают будущее города. Форум собирает несколько тысяч участников и десятки российских и зарубежных экспертов, а все наработки публикуются в открытом доступе (сайт urbanbairam.ru). 

Одним из инструментов вовлечения горожан в процесс разработки Стратегии стал марафон «Дней соседа». В течение нескольких месяцев мобильная площадка переезжала из одной части города в другую.

Площадка состояла из трех функциональных зон: исследовательской (выявление проблем и потенциалов района, сбор пожеланий, выявление инициативных горожан, соцопрос о районе), развлекательной  (мастер-классы, организованные городскими активистами), просветительской (лекторий, где жителями рассказывали про участие в управлении многоквартирным домом).

В результате был сформирован отчет о каждом районе города и сформированы списки людей, которые хотели бы в дальнейшем заниматься развитием своего района.

Также в процессе разработки Стратегии проводились исследовательские семинары – архитекторы изучали, как жители воспринимают и используют пространство района, подробно обсуждали проблемы и потенциал района.

Семинары, в том числе, позволили выявить интересный факт. Планируемые городской администрацией масштабные изменения (строительство магистралей, мостов, расселение) делят жителей на группы «за» и «против». Это означает, что работа с населением важна для принятия долгосрочных решений.

- На примере одного района (Дема) был опробован формат вовлечения власти, бизнеса и горожан в определение целей и разработку проектов развития района, - отметил Ильдар Ибрагимов. - За неделю до мероприятия были проведены глубинные интервью со всеми участниками, которые позволили выявить интересы каждого и уточнить проблематику. В итоге 4-часового воркшопа был проведен комплексный анализ текущего состояния района, определены перспективы развития и сформулированы идеи проектов.  Мероприятие сподвигло архитекторов, застройщиков и администрацию района задуматься о согласовании своих действий. Итоги работы были представлены для публичного обсуждения и получили широкий отклик жителей.

По итогам аналитической работы и работы с населением была сформирована концепция пространственного развития Уфы, ключевыми аспектами которой стали: сохранение природы, окружающей город, и зеленых насаждений; индивидуальный подход к созданию разнообразия и идентичной среды в районах города; формирование полноценных локальных общественных центров в каждом районе; связь всех районов системой общественного транспорта, в том числе, скоростных видов; создание «новых районов» – на полуострове – разработка предложений о создании новых многофункциональных городских центров.

Результат работы с жителями отражён в рабочем варианте Концепции – для каждого района предложен определённый путь дальнейшего развития, специализация, которая учитывает сильные и слабые стороны района, его специфику.

- В некоторых районах (Центр, Проспект Октября, Зеленая Роща) необходимо увеличить численность населения, другие районы напротив  необходимо разуплотнить (Сипайлово, Инорс, Черниковка). Районы, расположенные за рекой (Дема и Затон, Зауфимье) рассматриваются как резерв пространственного развития, требующий решения вопросов инженерно-транспортной инфраструктуры, - подчеркнул в заключении своего доклада Ильдар Ибрагимов. - Каждый район в перспективе до 2030, с точки зрения жилищного строительства, размещения мест приложения труда, будет развиваться по-своему,  а значит к ним необходимо применять разные политики.

- Действительно, нам пришлось приостановить реализацию генерального плана Уфы, принятого без учета потребностей горожан и в отрыве от реальной ситуации. В этом беда многих генпланов, утвержденных директивным методом, - отметил глава столичного муниципалитета Ирек Ишмухаметович Ялалов. – Наша задача – создать такой генплан, который отражал бы не только потребности жителей, но и перспективы развития города на 10-20 лет вперед. Важно понимать, что наши потомки будут реализовывать то, что мы сегодня закладываем.

Кроме того, Ирек Ялалов отметил необходимость использовать методы математического моделирования в принятии любых инженерных решений, касающихся развития города. 


Архитектура Городское хозяйство Строительство Стратегия 2030
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA
bwslot168 bwslot168 rtp slot rp8888 rp8888 rp8888 slot777 rp8888 login keris4d rp8888 rtp slot bwslot168 bwslot168 RP8888 RP8888 keris4d keris4d keris4d rp888