По горным дорогам войны

Выполнять интернациональный воинский долг Мирсала Алмазовича Казыханова направили в июле далекого 1980-го. Домой вернулся спустя два года, в мае. И, хотя прошло уже почти 34 года, слово «Афганистан» до сих пор отзывается в сердце глубокой болью.

По горным дорогам войны

Выполнять интернациональный воинский долг Мирсала Алмазовича Казыханова направили в июле далекого 1980-го. Домой вернулся спустя два года, в мае. И, хотя прошло уже почти 34 года, слово «Афганистан» до сих пор отзывается в сердце глубокой болью.

- Призывался из Чекмагушевского района. До армии окончил десятилетку, даже успел поступить в сельхозинститут. Когда пришла повестка, дали отсрочку. За это время в кружке ДОСААФ прошел курсы водителя. И 6 июля нас, 150 человек из Башкортостана, отправили в учебный пункт города Кушка, что в Туркменистане, - рассказывает ветеран.

После отправки в Афганистан первое время служил снайпером. А затем сменил квалификацию – стал водителем бронетранспортера 181-го полка 108-й мотострелковой дивизии. Основной боевой задачей было сопровождение колонн с различными грузами. Отвозили горючее для вертолетчиков, снабжали блокпосты боеприпасами. Порой дорога протягивалась на сотни километров. Поли-Хумри, Джелалабад, перевал Саланг… Душманам, разумеется, это не нравилось. Редкий выезд обходился без засад и обстрелов. Кроме этого, стояли в боевом охранении важных объектов - например, гидроэлектростанции.

- У духов были пулеметы ДШК, броню они не пробивали. Другое дело – мины, гранатометы… Мы тоже были не лыком шиты: БТР-60 вооружен двумя стволами калибра 14,5 и 7,62 мм. Патронами к ним загружались всегда по максимуму.

Конечно, ехали не «вслепую»: перед отправкой на базе получали карты, где отмечались опасные места. Да и сами со временем научились предугадывать действия противника. Попав в «капкан», колонна открывала огонь из всех орудий, продолжая медленно продвигаться. При одновременном обстреле с нескольких точек такая тактика – залог успешного выхода из опасной зоны. Поэтому боевики стремились нарушить порядок, уничтожая сначала вторую или третью машины.

6 июня 1981 года Мирсал Алмазович запомнил навсегда. Дорога в Джелалабад проходила через горы. Местом для атаки моджахеды выбрали спуск в ущелье. А первой их целью стал БТР сопровождения…

- Мина сработала прямо под днищем, - вспоминает он, - осколками половину экипажа вывело из строя, зацепило и меня. От удара мосты у машины оторвались. Впереди идущий борт тоже подожгли. Начал его выталкивать вперед, так прошли метров двести. Духи вторично подбили уже из ручного гранатомета. Только после этого заклинило двигатель, - говорит Мирсал Алмазович.

Прилетевшие «вертушки» доставили бойцов в медсанбат. Но долго отлеживаться не пришлось. Вскоре вернулся за руль своего же, отремонтированного бронетранспортера. Два раза ходили в Панджшерское ущелье на охоту за вражескими караванами, идущими из Пакистана. Зная тропы, по которым пойдут враги, и сами устраивали засады...

Вернувшись из армии, Мирсал Алмазович стал работать водителем. Доучился заочно в институте и закончил автотранспортный техникум. В 1985-м женился, сейчас в семье выросли сын и дочь.

Связи с однополчанами и другими «афганцами» не потерял.

- В последнее время часто говорят, что эта война была не нужна… Как отвечаете на это?

- Очень просто: мы были солдатами, которые защищали Родину. Пусть вдали от ее рубежей. Если бы Советский Союз не отстоял своих интересов – и там, в Азии, давно бы уже хозяйничали американцы.

- Помогает ли государство вашему брату?

- Конечно, есть пособия, пенсии. Не сказал бы, что о нас забыли. Но мы, «шурави», привыкли полагаться на свои силы.

- Чего бы пожелали нынешним призывникам?

- Не бояться службы. Дело это нужное, да и армия сейчас совсем другая. Это касается и организации быта солдат, и вооружения.

За проявленное в боях мужество Мирсал Алмазович был награжден первой в Афганистане медалью «За отвагу».


Советский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA