Ученица 10 класса школы №40 Ирина Клочкова в сочинении, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, пишет: "Раннее утро. Идешь по улицам города, видишь плакаты с обещаниями «не забыть», шары, украшения с датой «9 мая», слышишь на площади музыку военных лет и понимаешь: сегодня день Победы"...
Раннее утро. Идешь по улицам города, видишь плакаты с обещаниями «не забыть», шары, украшения с датой «9 мая», слышишь на площади музыку военных лет и понимаешь: сегодня день Победы. Волнуясь, ты бежишь покупать цветы, а точнее гвоздики, и именно красные, чтобы пройти между рядов с классом и подарить старикам, потому что вам так сказали. Понимая, что опаздываешь, ты сломя голову несешься к площади, классу, чтобы успеть до начала праздника, сбивая с ног всех на своем пути, в том числе и тех, кому предназначены цветы в твоих руках.
Вот вы стоите с классом в «живом коридоре». Ты, конечно же, стоишь в первом ряду, потому что пришел вовремя и со всем, что тебя просили принести: цветами, пионерским галстуком, шарами. Учитель дает команду приготовиться, но никто не услышал: все болтали, смеялись, смотрели по сторонам и, откровенно говоря, скучали. Ведь сейчас все вы могли спать в своих мягких, удобных постелях и встать позже полудня. Потом поесть все, чего вашей душе угодно и, бросив домашнее задание, отправиться гулять. Ведь так? Но неожиданно все умолкают и ты, смотря по сторонам, ищешь причину всеобщей тишины. Наконец, ты видишь их – «Бессмертный полк». Ты много слышал о нем, не раз видел в школе на стене около и в кабинете истории, но не придавал этому значения. Но сейчас, вглядись в их лица и в лица тех, кто идет с портретами. Вглядись в лица доживших до этой весны ветеранов. Печальные глаза, немного резкие, но правильные черты уставшего лица. Весь их облик излучает силу, волю, доброту и героизм, но вместе с этим также грусть, усталость и непонимание. Опустив глаза, ты понимаешь, что тебе не по себе, ты чувствуешь вину перед ними, но почему? Ты поймешь это чуть позже, а пока стоишь и смотришь концерт.
Вокруг много народу, все кричат, свистят, смеются. Ровно половина горожан, вышедших посмотреть концерт, мерно передвигаются по площади, курят, болтают по телефону, проталкивают своих плачущих и кричащих детей сквозь толпу, чтобы последние хоть что-то увидели. Утренняя часть празднества кончается и, услышав зов преподавателя, идешь дарить цветы. Стараясь не смотреть в глаза, протягиваешь цветок, в который раз лепечешь поздравления и уже собираешься уходить. Как вдруг чувствуешь теплую ладошку на своей руке и слышишь дрожащий голос, говорящий: «Спасибо!». Поднимаешь голову, видишь сухонькую, но еще крепкую старушку, которая, сжимая в руках твой цветок, тихонько плачет. Ты срываешься с места, бежишь в ближайший двор и тяжело опускаешься на скамейку и, смотря на все вокруг, думаешь только об этой старушке, о ветеранах, о войне, и вспоминаешь то, что тебе говорили.
Лето тысяча девятьсот сорок первого года, теплое июньское утро, тишина. Ничего не предвещало беды, ведь все знали, что сегодня будет выпускной у одиннадцатых классов: подведение итогов учебы, самый счастливый день вступления во взрослую жизнь и прощание с родным классом, школой. Но они повзрослели в один миг. Страшное известие громом ударило по всем жителям нашей необъятной родины. Залпы, паника, рыдания – все смешалось в этот день. В последующие годы, под нескончаемым потоком смертей, выстрелов и бомбардировок выросли те люди, которых мы теперь почти не ценим. Они отдали жизни за то, чтобы ты сейчас спал спокойно, ел, отдыхал, чтобы ты вообще появился на свет! Эти люди прошли сквозь огонь и воду, они работали с малых лет, не доедали, отправляя все солдатам, чтобы те смогли хоть на пару минут приблизить окончание этого ужаса. О солдатах. А ты задумывался когда-нибудь, каково было им? Они видели смерть своих друзей, видели, как рядом с ними под снарядом разрывалось на части тело знакомого им солдата. Они подделывали документы, выдавая себя за старших, потому что очень хотели защитить семью, женщин, детей. Девушки, матери, сестры работали в тылу, чтобы по прибытию мужчин обратно тем было куда возвращаться. Возможно, та самая бабушка проводила отца, брата или любимого на эту войну, который назад уже не вернулся. Этими ручками она, возможно, лечила больных в госпиталях, видела муки, желание жить и защищать. Или эти глаза видели смерть родных и близких.
Все люди, которым ты так бездумно даришь цветы и говоришь заученное поздравление, выжили и готовы делать все, чтобы такого больше не повторилось. Да и стихи эти они все знают наизусть, потому что их сочинили в годы войны, и только стихи оставались утешением для ожидающих. Единственное, что ты теперь можешь сделать - это подарить им немного заботы, тепла и доброты.
Вечером ты, конечно же, пойдешь с друзьями на концерт и на салют, но теперь у тебя есть определенная цель. Сейчас ты уже никуда не спешишь, поздравляешь всех встреченных ветеранов и стариков, принявших участие в войне, помогая в тылу. Придя на концерт, ты видишь организаторов праздника. Не решаешься подойти, но совесть велит тебе сделать это. И вот ты здороваешься, просишь слово, выходишь на сцену и дрожащим голосом говоришь: «Мы так редко говорим вам это, но мы действительно все благодарны вам за эту весну, за эту жизнь, за возможность видеть, слышать, чувствовать и жить. Если бы не вы – нас вовсе не было бы. Спасибо Вам!». Ты отдаешь микрофон и уходишь, а за спиной слышишь тишину и всхлипы. Потом идешь и даришь ветеранам цветы. Еще раз, но совсем с другими словами. С простым человеческим: «Спасибо».
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?