В столице состоялся очередной выезд бригады быстрого реагирования «Потребительские знания народу!»

Сегодня в столице состоялся очередной выезд бригады быстрого реагирования «Потребительские знания народу!». На этот раз специалисты отдела по защите прав потребителей Управления по социальной поддержке населения Администрации ГО г. Уфа РБ помогали разобраться в юридических тонкостях посетителям филиала многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенном в ТЦ «Башкортостан». 

Сегодня в столице состоялся очередной выезд бригады быстрого реагирования «Потребительские знания народу!». На этот раз специалисты отдела по защите прав потребителей Управления по социальной поддержке населения Администрации ГО г. Уфа РБ помогали разобраться в юридических тонкостях посетителям филиала многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенном в ТЦ «Башкортостан». С наиболее актуальными вопросами, которые были заданы специалистам, предлагаем ознакомиться и посетителям официального сайта Администрации ГО г. Уфа – возможно, разъяснения юристов помогут и вам стать более «подкованными» в вопросах защиты прав потребителей.  

Вопрос: « Я заключил договор купли-продажи на автомобиль ценой в 700 000 руб. и внес предоплату 10%, остальное должен был оплатить после доставки автомобиля в автосалон.  В договоре есть пункт, что дилер вправе в одностороннем порядке изменить цену товара, если произойдет увеличение цены заводом-изготовителем.  Сейчас продавец уведомил меня, что завод-изготовитель увеличил цену на 7% и мне будет необходимо эту сумму доплатить при поставке. Законно ли это?»

Ответ: «Изначально условие договора, в котором дилеру предоставляется право в одностороннем порядке увеличить цену товара, незаконно. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. В данном случае, поскольку стороной договора является потребитель, одностороннее изменение условий обязательства допускается только в случаях, предусмотренных законом. А нормы действующего законодательства, регулирующие договор купли-продажи с участием потребителя, не предусматривают права продавца на одностороннее изменение цены товара».

Вопрос:  «Я заключил договор с риэлторской фирмой на оказание риэлторских услуг по продаже квартиры. В договоре определена цена услуг, из которой 20%  я оплачиваю сразу, а 80% после того, как найден покупатель и подписан договор. Но в период поиска покупателя я раздумал продавать квартиру и решил отказаться от услуг риэлтора. Написал заявление об отказе. Фирма прислала мне письмо, в котором требует уплатить штраф в размере цены услуги, ссылаясь на пункт в договоре, по которому, в случае одностороннего отказа от исполнения обязательства, я обязан заплатить штраф 100% цены услуг».

Ответ: «Требования риэлторской фирмы неправомерны. Ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что  потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. В данном случае закон предусматривает ограничение права исполнителя на полное возмещение убытков, устанавливая обязанность потребителя возместить только расходы, понесенные фирмой в целях исполнения обязательств по договору. Условие об обязанности уплатить штраф в таком случае неправомерно».

Вопрос: «У меня есть сотовый телефон, находящийся на гарантии. Недавно телефон сломался, и я обратился к продавцу, написав заявление на возврат денег. Заявление приняли, забрали телефон на экспертизу. Через двадцать дней мне позвонили и сказали, что телефон отремонтирован, я могу его забрать. Приехав в салон, я получил акт о выполненном ремонте по гарантии. На мой вопрос о возврате денег мне сказали, что недостаток уже устранен, и я не имею права требовать возврата. Я написал второе заявление, на которое получил такой же ответ. Могу ли я настаивать на возврате денег, если неисправности уже нет».

Ответ: «Данные действия по ремонту продавец произвел в одностороннем порядке, самовольно, не исполнив предъявленное требование о возврате уплаченной суммы. В силу ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, при обнаружении недостатков в товаре, вправе, по своему выбору, потребовать либо безвозмездного устранения недостатков товара, либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

В случае продажи товара ненадлежащего качества, право выбора вида требований, которые в соответствии со ст.503 ГК РФ и п.1 ст.18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»). Продавец нарушил ваше право выбора.

Однако, стоит помнить, что сотовый телефон - это технически сложный товар и вернуть или обменять его в случае поломки можно либо в течение 15 дней с момента продажи, либо в случае обнаружения 45-дневного срока устранения недостатка, либо обнаружения существенного недостатка».

Вопрос: «Я заказала 70 кв.м линолеума для ремонта квартиры. Оплатила доставку. Через два дня его привезли, начали принимать, оказалось, что не хватает примерно 10 кв. м. Продавец предложил вернуть деньги за непоставленное количество, но мне нужен линолеум, т.к. строители сказали, что 60 кв.м может не хватить. Такого линолеума в продаже больше нет, и поставить в ближайшее время не могут. Обратилась к продавцу, чтобы вернули деньги за все. Но продавец отказывается, написал, что 60 кв. м. мне поставлено, это товар, отпускаемый на метраж, обмену и возврату не подлежит».

Ответ: «В данном случае продавец нарушил условие договора о количестве товара. Согласно ст. 466 ГК РФ, если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Поэтому ссылка продавца на то, что данный товар входит в перечень не подлежащих обмену или возврату, необоснованна».

Вопрос: «Магазин отказывается принимать претензию. Отправил почтой - проверяют от кого, и также не получают письмо. Каким способом можно вручить претензию?»

Ответ: «Претензию можно вручить при свидетелях. Оставляете один экземпляр сотруднику магазина (желательно, кому-нибудь из руководства), на втором делаете пометку: «претензия вручена такому-то сотруднику в присутствии двух свидетелей - Ф.И.О., адреса, подписи. Расписываться в получении претензии сотрудник такой-то отказался». В суде свидетели подтверждают факт вручения претензии.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не предусматривает обязательных условий, что требование потребителя должно быть заявлено в письменной форме. Вы вправе заявить требование уполномоченным сотрудникам организации устно, также при свидетелях, которые подтвердят данный факт». 


Защита прав потребителей
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA