Покупка товаров через Интернет

В настоящее время отмечается рост обращений граждан в отдел по защите прав потребителей Управления по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, связанных с нарушением прав потребителей при приобретении товаров через Интернет.

Покупка товаров через Интернет

В настоящее время отмечается рост обращений граждан в отдел по защите прав потребителей Управления по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, связанных с нарушением прав потребителей при приобретении товаров через Интернет.

Основная часть таких жалоб касается нарушения Продавцом (фирмой, компанией) сроков передачи (доставки) заказанных потребителем товаров, отказа Продавца в принятии некачественного товара, а также изменения Продавцом цен в одностороннем порядке (в сравнении с ценами на сайте Продавца), соответственно, суммы к оплате в сторону увеличения (при получении потребителем товара, в момент его оплаты, покупатель обнаруживает, что общая сумма заказа с учетом расходов по доставке увеличилась по сравнению  с суммой, объявленной при заказе). Кроме того, не предоставляется информация о Продавце (наименование предприятия, его адрес: юридический и почтовый). В отдельных случаях, Продавцы, получив предоплату за заказанный потребителем товар, не исполняют заказ, в сети на контакт не выходят.

Торговля через интернет в российском законодательстве определена как «дистанционный способ продажи товара», что означает осуществление торговли по договорам розничной купли-продажи, заключаемым  покупателями на основании сведений, полученных ими из каталогов, проспектов, буклетов, посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателей с товарами либо образцами товаров при заключении таких договоров.

Продажа товаров дистанционным способом регулируется:

  • Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ);
  • Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон);
  • Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - Правила продажи товаров дистанционным способом).

В соответствии со статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан до заключения договора предоставить потребителю следующие сведения:

  • основные потребительские свойства товара;
  • место нахождения продавца;
  • место изготовления товара;
  • полное фирменное наименование продавца или изготовителя;
  • цену и условия приобретения товара;
  • особенности доставки товара;
  • срок службы, срок годности и гарантийный срок;
  • порядок оплаты товара;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Данные сведения могут быть размещены на сайте продавца.

При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом).

Товар, передаваемый покупателю, должен сопровождаться документацией, содержащей  информацию о порядке и сроках возврата товара и полных сведений о товаре:

  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
  • основные потребительские свойства товаров (работ, услуг),
  • сведения о составе продуктов питания, пищевой ценности, об их назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе, дате и месте изготовления и упаковки, а также сведения о противопоказаниях при отдельных заболеваниях.
  • цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • место нахождения, фирменное наименование продавца;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, если законом установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
  • информацию о правилах продажи товаров;
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу, например, доставку товара;
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
  • если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Данная информация может быть предоставлена как в виде договора купли-продажи, так и в виде технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом.

Договор розничной купли-продажи товара, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Покупатель может отказаться от покупки до момента передачи ему товара. При этом, он должен возместить продавцу расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора (497 статья ГК РФ). К таким действиям может относиться доставка товаров.

Также, потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в течение семи дней после его получения. А в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков регулируются положениями ст. 18 - 24 Закона, как и при обычной розничной торговле.

За консультацией по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться:

-  в отдел по защите прав потребителей Управления по социальной поддержке населения городской Администрации: г. Уфа, проспект Октября, д.114/1, каб.4,  тел. 235-99-45.

 

- к специалистам отдела:

г. Уфа, ул. Пушкина, 85, тел. 279-90-17;

г. Уфа, ул. Орджоникидзе, 3, тел. 263-01-26.

Приемные дни: понедельник с 09:00 до 13:00, четверг – с 14:00 до 18:00.


Социальная поддержка населения Социальные вопросы Защита прав потребителей
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA