Последний бой… Он трудный самый

В числе тех, кто одним из первых испытал на себе все тяготы афганской войны, был 19-летний Константин Арефьев. Сегодня он – врач-эндоскопист 43-й поликлиники, кандидат медицинских наук. 

Последний бой… Он трудный самый

В числе тех, кто одним из первых испытал на себе все тяготы афганской войны, был 19-летний Константин Арефьев. Сегодня он – врач-эндоскопист 43-й поликлиники, кандидат медицинских наук. Коллеги и пациенты уважительно обращаются к нему по имени-отчеству. Но не многие из них знают, что прихрамывающая походка доктора, шрамы на теле - отметины того, последнего афганского боя. Самого трудного…

Идя на встречу с Константином Анатольевичем, немного волновалась: из журналистского опыта знаю, что «разговорить» афганцев не так-то просто. Вот и бывший разведчик-радиотелеграфист первым делом намекнул, мол, не очень-то любит вспоминать о той войне. Тем не менее, о некоторых эпизодах его боевой биографии удалось узнать. 

- После школы поступил в машиностроительный техникум, - рассказывает он. - Когда исполнилось 18, пришла повестка из военкомата. Попал в Группу советских войск в Германии, часть располагалась в городе Виттенберге. Служил в отдельном разведывательном батальоне старшим телеграфистом роты. В декабре 1979 года сообщили, что мы продолжим службу в Туркестанском военном округе. «Там тоже неплохо – тепло», посчитали мы, ведь о войне поначалу и речи никто не вел.

- Вскоре нас построили и объявили: если кто-то чувствует себя морально неустойчивым и физически слабым, могут выйти из строя и остаться, но «слабонервных» не оказалось, - вспоминает Константин. - Сначала нас самолетом отправили в Ташкент, затем - в Термез, где мы получили боевую технику. Вскоре наш отдельный разведывательный батальон вошел в Афганистан.

- Какие задачи приходилось выполнять?

- Сопровождали наши колонны машин с грузами военного назначения, оказывали помощь афганскому населению по борьбе с бандитизмом. Также на вертолетах вылетали на осмотр караванов верблюдов, в тюках постоянно находили оружие, выбивали «духов» из кишлаков. А в письмах писали родным, что все хорошо, помогаем афганскому народу строить больницы, клубы, спортивные площадки, сажаем деревья…

Однажды почти целые сутки мы удерживали караван с оружием, который обнаружили вечером (в горах темнеет быстро), и вертолеты за нами не могли прилететь. Несмотря на то, что нас было всего несколько человек, поступил приказ: «Караван не отпускать!» Засевшие в горах моджахеды всю ночь поливали огнем, но мы тогда задачу выполнили.

- А каким оказался для вас последний бой?

- Как в песне, «трудным самым»… 3 августа 1980 года. Во время выполнения ответственной боевой задачи по поимке главаря одного из банд формирований наш батальон оказался в «каменном» мешке - ущелье. В тот момент душманы нас и подкараулили. В неравных условиях завязался бой: мы - внизу, «духи» – сверху.

После того, как с одного склона удалось выбить бандитов, и наша группа начала подниматься, с другого нас опять накрыли огнем. Почти все ребята тогда погибли. Я получил сквозное ранение в руку, и, на ходу перевязав ее, продолжал отстреливаться. Затем меня подстрелили в ногу, и я покатился по камням куда-то вниз, теряя сознание. Считаю, что мне в некоторой степени «повезло»: получив три пулевых ранения и перелом позвоночника, все же остался жив.

В самолете, на котором нас, троих тяжелораненых, вывозили из Афганистана, очнувшись, увидел - кругом цинковые гробы. Тогда подумал: ладно, что я хоть еще не в «цинке». После операций, когда отходил от наркоза, и во снах еще с полгода продолжал воевать, отстреливаться, так что соседям по палате приходилось «держать оборону».

Почти два года провел в госпиталях: в Ташкенте, Военно-медицинской академии имени Кирова в Ленинграде…

- Была ли девочка, которая поддерживала письмами?

- Она в каждом письме настойчиво интересовалась: как нога, не болит ли? И в один момент меня, что называется, понесло: не переживай, с ногой все нормально, лежит себе преспокойненько под кроватью и не болит… На том наша переписка закончилась. Но что не делается, все к лучшему. У меня нашлась вторая половинка – Алла, подрастает дочка Мария. Безмерно благодарен родителям - в трудные моменты всегда были рядом.

- О чем думали на больничной койке, оставшись один на один со своими мыслями?

- Как жить дальше? Ведь к 20-ти годам еще толком ничему не научился, здоровье же сильно подорвано. Должен сказать, что мне в жизни везет на хороших, грамотных, мудрых людей - учителей, наставников и руководителей. Хирурги и врачи военно-медицинской академии, «собравшие»  меня буквально по косточкам,и с которыми я много общался, в немалой степени определили выбор - я стал врачом. К тому же я часто вспоминал погибших ребят, которых еще можно было спасти, окажись рядом кто-то из медиков.

В мае 1982 года вернулся домой на костылях. Через месяц стал ходить с палочкой. Поступил на лечебный факультет мединститута. Выбрали старостой группы, в комитете комсомола отвечал за «Прожектор». Студенческая жизнь била ключом: куча мероприятий, кружки, вечера, походы. У многих, кому довелось воевать в Афганистане, жизнь как бы делится на «до» и «после», но Афганистан в ней занимает особое место – наша юность, наша судьба и наша боль…

После третьего курса студент К. Арефьев устроился медбратом в отделение реанимации 21-й больницы. Получив диплом, работал врачом-реаниматологом в Ожоговом центре 18-й больницы, принимал участие в оказании помощи пострадавшим в Улу-Телякской катастрофе. С 1997 года – врач-эндоскопист в 43-й поликлинике. Работает над докторской диссертацией.

- Как, по прошествии почти четверти века, Вы относитесь к той войне?

- До сих пор считаю, что мы оказывали нужную и необходимую помощь афганскому народу и одновременно защищали свои границы.

- А хотели бы вернуться в Афганистан?

- Да, но не с оружием в руках, а, возможно, для оказания медицинской помощи. Ведь там и до сих пор ведутся боевые действия.

 

 

От автора:

К.А. Арефьев награжден медалями «За боевые заслуги», «Ветеран боевых действий», «От благодарного афганского народа», отмечен благодарностями председателя Комитета Госдумы РФ по делам ветеранов, генерала армии Н.Д.Коваленко - за активную и плодотворную деятельность по социальной поддержке ветеранов боевых действий в Афганистане и участников локальных войн и военных конфликтов, председателя Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств- участников СНГ Р.С. Аушева – за активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.


Октябрьский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA