Они выполняли долг…

- Посуда у нас в гарнизоне всегда была идеально белая - ее дезинфицировали хлоркой, да так сильно, что вкус ее до сих пор стоит во рту, - вспоминает ветеран афганской войны Карим Кашафутдинов. 15 февраля он, как и тысячи его сослуживцев, отметит 25-летие вывода советских войск из Афганистана

- Посуда у нас в гарнизоне всегда была идеально белая - ее дезинфицировали хлоркой, да так сильно, что вкус ее до сих пор стоит во рту, - вспоминает ветеран афганской войны Карим Кашафутдинов. 15 февраля он, как и тысячи его сослуживцев, отметит 25-летие вывода советских войск из Афганистана.

В 1973 году Карим окончил высшее авиационное училище в Сызрани, после чего два года работал инструктором – обучал летать на вертолетах МИ-4 и МИ-8. В 1976-м его отправили служить на Новую Землю в Северном Ледовитом океане, а затем с севера - сразу на юг - в Тирасполь. До Афганистана пять лет служил в Германии, а прямо перед отправкой попал в белорусский Кобрин. Выполнять интернациональный долг в 50-м отдельном смешанном авиационном полку, базирующемся в Кабуле, отправился вместе с товарищами.

- Место непривычное – полупустыня, горы, не считая немногих оазисов с речками и зеленью, - вспоминает ветеран, - хотя и на Новой Земле было не просто – там вообще растительности нет.

Будучи командиром звена МИ-8 совершил много вылетов, в основном поисково-спасательных. Поиск сбитых или потерпевших крушение экипажей, эвакуация, оказание помощи раненым, доставка почты и других грузов в труднодоступные районы – все это входило в ежедневную работу звена. На отдельные посты, находящиеся на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря, приходилось завозить даже воду для мытья, а не только питание, боеприпасы и топливо.

Жили в специально оборудованных горно-щитовых модулях на аэродроме. Как признается сам Карим, условия у них были на порядок лучше, чем у большинства военных. Еды и воды хватало, более того -  эскадрилья обзавелась даже своей баней. Хотя свободное время, чтобы попариться, выпадало редко. Бывало, приходилось целыми днями летать, потом - несколько часов на отдых, и опять в полет, уже в ночную смену.

Хотя вылетов было и не счесть, особенно ярко в памяти сохранилась операция по спасению разбившегося экипажа вертолета МИ-24 с высоты 3600 метров, где даже самой маленькой подходящей площадки для посадки не было. Пришлось сделать три круга. Но на этом злоключения не закончились – следовало максимально облегчить машину, чтобы сесть и взлететь без проблем, а топлива тем временем оставалось все меньше. Убрав сиденья, скинув лишний груз и, даже слив часть горючего, им удалось посадить вертолет и благополучно эвакуировать людей.

Были и потери. Одного товарища сбили при перелете на соседний аэродром. За ним следовало еще два экипажа, но они, к счастью,  отделались ранениями.

Во время развала Советского Союза Кашафутдинов находился в Белоруссии, где всех военных обязали принять новую присягу. Сохранив верность первой и единственной клятве защищать свою Родину, он уехал в Уфу. Сразу же нашел дело по душе – преподавал в вертолетном училище. После увольнения в запас работал в МЧС, сейчас уже более 10 лет трудится в ОАО АНК «Башнефть».

Вспоминая о времени, проведенном в Афганистане, не видит для себя другой судьбы. «Нам приказали, и мы выполняли свой долг, как положено военному», - считает он. С сослуживцами его до сих пор связывает крепкая дружба. Два товарища из звена живут совсем недалеко - в Нефтекамске и Бирске. Все праздники они семьями стараются отмечать вместе. 


Ленинский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA