Академик Фаворский: новое слово в двигателестроении

85 лет исполнилось известному отечественному ученому, авторитетному специалисту в области энергетики, теории и конструирования реактивных двигателей, лауреату Ленинской и Государственной премий академику Олегу Николаевичу Фаворскому. Его новым словом в науке стали исследования в области прикладной газовой динамики, а также создание высокоэффективных двигателей и газоперекачивающих станций.

Академик Фаворский: новое слово в двигателестроении

85 лет исполнилось известному отечественному ученому, авторитетному специалисту в области энергетики, теории и конструирования реактивных двигателей, лауреату Ленинской и Государственной премий академику Олегу Николаевичу Фаворскому. Его новым словом в науке стали исследования в области прикладной газовой динамики, а также создание высокоэффективных двигателей и газоперекачивающих станций.

Уроженец Саратова, выпускник МАИ (диплом с отличием), он с 1951 года работал в Центральном институте авиационного моторостроения. В 1957 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством создателя отечественной научной школы теории авиационных лопаточных машин К.В.Холщевникова. В эти годы ему довелось принять участие в одной из самых фантастических разработок – создании ядерного турбореактивный двигатель. Работы велись в обстановке строжайшей секретности совместно с моторными КБ А.М.Люльки и Н.Д.Кузнецова. В опытном конструкторском бюро А.Н.Туполева, В.М.Мясищева и О.К.Антонова вовсю шло проектирование атомных барражирующих самолетов, которые могли бы неограниченно долго находиться в воздухе. В подмосковном Тураево на испытательной базе Центральным институтом авиационного моторостроения был создан уникальный стенд для испытания таких двигателей. Практический результат, несмотря на всю фантастичность проекта, был совершенно реален, уже начала летать атомная лаборатория с реактором Ту-95 ЛАЛ. Но катастрофа американского бомбардировщика В-52 с термоядерными бомбами на борту у берегов Испании в январе 1966 года мгновенно остудила горячие головы по обе стороны «железного» занавеса. Во время работы над проектом О.Н.Фаворский близко познакомился с И.В.Курчатовым.

В 1961 году вышла книга Фаворского «Вопросы теплотехнического расчета ядерных установок», и началось его сотрудничество с Московским физико-техническим инситутом, где он заведовал кафедрой. На основе разработок по созданию космических энергетических установок для электрореактивных двигателей в 1966 году в возрасте 37 лет О.Н.Фаворский защитил докторскую диссертацию.

С 1973 года он становится генеральным конструктором ММЗ «Союз». Этот период стал временем наивысшего творческого подъема предприятия.

Фаворского хорошо знают и уважают в Башкортостане. Он плотно контактировал с уфимскими моторостроителями, ведь НПП «Мотор» являлось фактически «дочкой» Опытно-конструкторского бюро-300, а Ульяновский моторный завод выпускал серийно ряд его двигателей. Во второй половине 90-х годов академик приезжал знакомиться с ишимбайской наземной газотурбинной энергетической установкой ГТЭ-10/95, созданной в НПП «Мотор». В 2004 году О.Н.Фаворский принимал участие в научно-технической сессии по проблемам газовых турбин, проходившей в Уфе на базе УМПО. Сегодня он - советник РАН, председатель научного совета РАН по проблеме развития энергетики России, вице-президент Академии авиации и воздухоплавания. Более 60 его учеников защитили кандидатские и докторские диссертации.

Сердечно поздравляем Олега Николаевича с большим юбилеем и желаем ему крепкого здоровья и новых интересных дел во благо России!


Кировский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA