Миграционная тематика выходит далеко за пределы административного и уголовного кодексов, проникая во все сферы жизнедеятельности общества. Процессы социокультурной адаптации мигрантов в новой среде имеют, порой, даже более решающее значение в установлении добрососедских отношений. И без участия местной исполнительной власти и жителей здесь не обойтись.
В ходе пресс-конференции заместителя главы Администрации городского округа город Уфа РБ Рамила Хурматовича Дильмухаметова, состоявшейся 12 ноября 2013 года, были озвучены вопросы привлечения в республику и ее столицу иностранной рабочей силы.
Сегодня в Уфе в структуре вакантных рабочих мест, зарегистрированных в службе занятости, наибольшая доля (82%) приходится на рабочие профессии. Укомплектование таких рабочих мест является затруднительным, поскольку спрос имеется, в основном, по должностям специалистов и служащих. В этой связи работодатели прибегают к привлечению рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Это способствует удовлетворению потребности в рабочих специальностях на рынке труда. Но, с другой стороны, недобросовестные работодатели порой прибегают к нарушению законодательства. Иностранцы, зачастую, соглашаются работать с оплатой ниже уровня прожиточного минимума и не требуют социальных гарантий. Поэтому привлечение иностранной рабочей силы должно проводиться взвешенно, с учетом экономических интересов города, республики и ее граждан. В этой связи уполномоченные органы зачастую отказывают работодателям в привлечении иностранцев в пользу своих трудовых ресурсов, направляя их на переобучение и повышение квалификации.
В 2013 году 556 работодателей подали заявки на привлечение и использование порядка 25 тысяч иностранных работников. Уполномоченные органы частично или полностью отклонили заявки 131-му работодателю.
Как рассказал приглашенный на пресс-конференцию председатель Общественно-консультативного совета при УФМС России по РБ Дмитрий Валерьевич Погорельский, в России в целом и в Башкортостане, в частности, процессы внешней трудовой миграции активно развиваются более десяти лет. Немаловажную роль в привлекательности России для внешних мигрантов играет ее достаточно позитивное социально-экономическое развитие, географический фактор, упрощенный порядок пересечения российской границы, некая ментальная общность прежнего совместного проживания. В качестве дополнительного стимула для приезда трудовых мигрантов в Башкортостан можно указать близость культур и конфессиональной принадлежности. Кроме того, Уфа, расположенная на стыке Европы и Азии, является центром транзитного пути иностранцев в центральные регионы России, что тоже откладывает свой отпечаток на миграционную ситуацию в республике и городе.
Присутствие массовой иностранной рабочей силы, наряду с очевидными позитивными проявлениями, может иметь и негативные экономические, социальные последствия. Среди них – проблема нелегальной трудовой миграции.
Ряд укоренившихся стереотипов о трудовых мигрантах Дмитрий Погорельский назвал необоснованными. Они возникают в условиях неполноты информации о последствиях привлечения внешней рабочей силы. Порой это порождает мифы об угрозах от присутствия иностранных работников, к примеру, о серьезной криминальной составляющей. При этом доля преступлений, совершенных иностранными гражданами за последние три года, колеблется от 0,4 до 0,6 процентов от общего массива преступлений, совершенных в республике.
Существует распространенное мнение о демпинге иностранцами размера заработной платы и, как следствие, о потерях горожанами рабочих мест. Однако иностранные рабочие составляют чуть более 1 процента от общей численности экономически активного населения республики и говорить о серьезной конкуренции местным жителям на сегодняшний день неуместно.
На протяжении последних пяти-семи лет государство пристально изучало миграционную ситуацию в разрезе демографического и социально-экономического развития страны. В итоге летом прошлого года страна получила Концепцию государственной миграционной политики РФ до 2025 года, реально отражающую существующее положений вещей в этой сфере и, что важно, конкретный план действий, увязанный с общей стратегией развития страны. В первоочередных приоритетах отмечены национальная безопасность и социально-экономические интересы россиян. Ставка делается на усиление ответственности за несоблюдение миграционного законодательства и качественный состав внешней миграции, содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.
- Уповать на ресурс исключительно силовых ведомств в решении этих проблем не стоит. Миграционная тематика выходит далеко за пределы административного и уголовного кодексов, проникая во все сферы жизнедеятельности общества. Процессы социокультурной адаптации мигрантов в новой среде имеют, порой, даже более решающее значение в установлении добрососедских отношений. И без участия местной исполнительной власти и жителей здесь не обойтись, - отметил Дмитрий Погорельский.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?