Специальный представитель Президента РФ по делам Шанхайской организации сотрудничества, национальный координатор России в ШОС, посол по особым поручениям Кирилл Барский провел анализ основных угроз и задач, стоящих перед Шанхайской организацией сотрудничества в сложных условиях международных отношений в преддверии саммита ШОС в Бишкеке в сентябре 2013 года.
Как отметил Кирилл Барский на информационно-аналитическом сайте «ИнфоШОС.Ру», «Ситуация в мире не дает особых поводов для оптимизма. Международные отношения переживают не лучшие времена, испытывая серьезные «перегрузки», вызванные последствиями глобализации, с одной стороны, и участившимися рецидивами силовой политики, игнорированием элементарных норм международного права - с другой».
Все это настраивает региональные организации на то, чтобы смелее брать ответственность за происходящее на их пространствах в свои руки. Не является исключением в этом плане и Шанхайская организация сотрудничества.
Задача №1 - безопасность и стабильность
Одной из центральных задач ШОС в складывающихся условиях становится приоритетным укрепление механизмов сотрудничества в области безопасности. Кто-то может спросить: а что, собственно говоря, нужно еще сделать, если в рамках ШОС уже сформирована солидная нормативная база противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, наркотрафику, организованной преступности, кибертерроризму и киберпреступности. Создана и активно работает Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС, (штаб-квартира в Ташкенте). Налажена система регулярных совещаний руководителей профильных силовых ведомств, экспертных встреч, совместных оперативных мероприятий, обмена информацией, подготовка кадров. Утверждено Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Все это так. Но сегодня этого уже недостаточно, надо идти дальше.
На саммите ШОС в июне 2012 года в Пекине президент Владимир Путин выдвинул инициативу создания на базе РАТС универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств-членов ШОС. Эта инициатива была поддержана нашими партнерами: на своем заседании в Ташкенте 29 марта этого года Совет РАТС одобрил предложение внести на рассмотрение лидеров проект решения Совета глав государств о разработке концепции создания центра.
Что такое универсальный центр ШОС? Это должен быть орган, обеспечивающий системную работу по всему комплексу вопросов безопасности, включая такие направления, как контртеррористическое, антинаркотическое, антикриминальное сотрудничество по линии оборонных ведомств, международная информационная безопасность. В этих целях предполагается наделить Исполком РАТС, который сейчас занимается, главным образом, оперативной работой по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом соответствующими дополнительными полномочиями. При этом в период становления центра работа РАТС будет вестись в прежнем режиме. Равно как не предполагается демонтировать тщательно выстроенные и хорошо себя зарекомендовавшие себя конструкции: трехуровневую "пирамиду" антинаркотического сотрудничества, механизм встреч министров внутренних дел и взаимодействия в области борьбы с преступностью, Рабочую группу ШОС по международной информационной безопасности.
Государства-члены ШОС нацелены на более активную взаимную поддержку в том, что касается защиты суверенитета и территориальной целостности, обеспечения безопасности и стабильности. Слишком высока цена дестабилизации и хаоса, чтобы допустить такое даже в одной из шосовских стран.
В вопросах парирования угроз ШОС не одинока. На евразийском пространстве действует еще ряд эффективных механизмов. Они, быть может, не обладают такими присущими ШОС чертами и преимуществами, как географический размах, политический вес, экономический потенциал, международный авторитет, широта направлений сотрудничества, но у них есть свои сильные стороны. В первую очередь речь идет об ОДКБ, которая блюдет мир и безопасность в зоне своей ответственности и, будучи оборонным альянсом, имеет возможность обеспечивать безопасность в том числе и военными средствами. Взаимодействие ШОС и ОДКБ - насущная потребность настоящего момента.
Экономическое сотрудничество - вторая «несущая опора» ШОС
Многое сегодня решается в плоскости экономики. Отсюда и новые акценты в работе ШОС: все более выраженным вектором приложения усилий Шанхайской организации становится повышение внимания к вопросам обеспечения экономической стабильности и практического сотрудничества в реализации взаимовыгодных экономических проектов.
Тема кооперации экономик стран ШОС находится в поле зрения Организации практически с момента ее основания в 2001 году. Программа многостороннего экономического сотрудничества государств-членов ШОС была утверждена еще в 2003 году. С тех пор подписано множество различных документов - межправительственные и межведомственные соглашения, меморандумы, программы и планы. Действуют механизмы совещания министров, отвечающих за внешнеполитическую и внешнеторговую деятельность, министров транспорта, науки и техники, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.
В рамках ШОС созданы и активно действуют Деловой Совет и Межбанковское объединение. Каждая из этих структур ведет нужную работу по сближению деловых кругов стран-членов ШОС, выявляет зоны сопряжения их интересов, инициирует инвестиционные проекты и содействует их реализации.
Характерная примета последнего времени - появление в рамках ШОС значительного числа реальных проектов. В целом развитие проектной деятельности видится наиболее перспективным направлением экономического сотрудничества по линии ШОС, поскольку интеграционные задачи это объединение перед собой никогда не ставило и не ставит. Интеграция на пространстве Евразии разворачивается под эгидой Таможенного союза и формирующегося Евразийского экономического союза, которым следовало бы установить с ШОС партнерские отношения. ШОС же предстоит найти свою уникальную нишу в процессах региональной экономической жизни. Поэтому проектная деятельность сегодня в наибольшей степени соответствует и реалиям, и потребностям стран, входящих в ШОС, а также тех государств, которые тянутся к завязыванию контактов с ней.
Растущий интерес к ШОС проявляют субъекты Российской Федерации и регионы других государств-членов. Это открывает широкие перспективы для наращивания межрегионального и приграничного сотрудничества. С различными инициативами по подключению к сотрудничеству ШОС на МИД России вышли Республика Башкортостан, Саратовская и Челябинская области, Алтайский край, межрегиональное объединение "Сибирское соглашение", "Наш общий дом - Алтай".
Поистине "золотая жила" - сфера туризма, где уже есть первые ростки многостороннего взаимодействия. Создана Ассоциация туроператоров России, Китая, Казахстана и Монголии, вовлеченных в проект "Великий чайный путь". Другими словами, экономика становится второй , после безопасности, "несущей опорой" ШОС.
Культуры разные, но пространство - общее ШОС - это не только безопасность и экономика. Это еще и огромный культурный ареал. Тяга к взаимопознанию культур и традиций, к обменам между людьми искусства всегда была свойственна для народов, населяющих Евразию.
У стран-членов ШОС множество различных инициатив в культурно-гуманитарной сфере. Одни уже реализуются, другие на стадии подготовительной работы. Идет учебный процесс в сетевом Университете ШОС, объединяющем ни много ни мало 69 вузов государств-членов и страны-наблюдателя Белоруссии. В Российском университете Дружбы народов 22-24 мая успешно прошла очередная Неделя образования государств-членов ШОС "Образование без границ", в ходе которой уполномоченные представители головных вузов Университета ШОС подписали Соглашение о совместной подготовке магистров.
Сотрудничество, которое уже активно ведется между государствами-членами, это - внешнеполитическое взаимодействие. Сейчас международная обстановка требует его существенного уплотнения, более тесной координации действий шести стран в международных организациях и региональных делах. Вряд ли стоит доказывать, что это отвечает и общим интересам, и интересам каждого из участников. Когда на международной арене государства выступают вместе, их голос приобретает совершенно иной вес, а общая позиция - гораздо большее влияние.
Бишкек-2013
Близится к завершению председательство Киргизской республики в ШОС. Председательство проходит успешно, сделано многое. Венцом председательства станет заседание Совета глав государств-членов ШОС, которое пройдет 13 сентября 2013 года в Киргизии. В столицу этой небольшой, по международным меркам, горной страны в центре Евразии съедутся высшие руководители России, КНР, Казахстана Узбекистана и Таджикистана. В качестве гостей председательствующей стороны к ним присоединятся лидеры государств-наблюдателей при ШОС - Афганистана, Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, а также руководители исполнительных органов ООН, ЭСКАТО, ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС и АСЕАН - международных организаций и структур, с которыми ШОС имеет официальные отношения. Готовятся важные политические документы - Бишкекская декларация и Информационное сообщение по итогам саммита.
Результативное проведение Года председательства, организация такого крупного мероприятия, как саммит ШОС, - показатель отличной работы киргизских коллег, в целом свидетельство того, что государственные институты в этой стране, совсем недавно пережившей внутренние беспорядки, работают исправно. С другой стороны, нельзя не признать, что содействие, которое оказывают киргизской стороне коллеги из других стран-членов ШОС на ответственном этапе председательства, служит важным подспорьем в ее практической работе, а если посмотреть шире - действенной товарищеской поддержкой правительства Киргизии. В полном соответствии с шанхайским духом.
Полную версию статьи Кирилла Барского можно прочитать на сайте «ИнфоШОС.ру».
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?