На оперативном совещании у главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа выступила ведущий специалист по защите прав потребителей Администрации городского округа город Уфа Оксана Исламова. Она проинформировала присутствующих об итогах работы в сфере защиты прав потребителей за 2011 год.
В 2011 году поступило 1 591 обращение, в том числе 233 письменных и 1 358 устных заявлений.
Анализ обращений показал, что основная масса – это спорные ситуации, возникающие в сфере розничной торговли, доля которых составила 67,0 % от всех обращений, в сфере услуг – 29,0 % и прочее - 4,0 %.
Характерными нарушениями прав потребителей в сфере торговли являются продажа товаров ненадлежащего качества, нарушение сроков поставки при продаже товаров, ущемление прав потребителей при рассмотрении их законных требований при обмене и возврате товара, как ненадлежащего качества, так и надлежащего качества, нарушение сроков выполнения гарантийного ремонта, навязывание потребителям при покупке сложно-бытовой техники дополнительного сервисного обслуживания.
Детальный анализ по группам товаров показывает, что большинство обращений приходится на сложно-бытовую технику – 30% от обращений в сфере торговли, телефоны сотовой связи – 17%, мебель – 12%, обувь – 11%; одежда – 10%; прочие товары – 17%.
Значительное место занимают обращения в сфере бытового обслуживания населения. Причинами являются нарушение сроков, ненадлежащее качество выполнения работы при исполнении договоров подряда на изготовление и монтаж оконных конструкций, изготовление мебели, дверей, ремонт бытовой техники, услуги химчистки, ателье.
Далее по количеству обращений идут коммунальные и банковские услуги, строительство жилья, туристические услуги, прочее.
Одной из актуальных на сегодняшний день является сфера потребительского кредитования. Именно в этой сфере отношения между гражданином и банком или иной финансовой организацией, хотя формально являются равносторонними, но, тем не менее, явно доминирует одна сторона, а другая зачастую оказывается бесправной, или заключает договор в форме присоединения.
За последние годы выявились множественные факты включения в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителей, что прямо запрещено российским законодательством о защите прав потребителей. Среди таких условий можно выделить следующие: обуславливание предоставления кредита оказанием возмездных услуг по открытию и ведению банковского счета, взимание комиссий за открытие и ведение ссудного счета, взимание комиссий за предоставление кредита, обслуживание кредита и т.п., определение банком суда, в котором подлежат рассмотрению споры по договору, изменение банком процентной ставки по кредиту без согласования с потребителем.
Также актуальны вопросы, возникающие перед потребителями при обслуживании с использованием банковских карт.
К примеру, в настоящий момент существует такая практика со стороны банков, которые не получив согласия от потребителя производят начисления определенной суммы (кредита) на счет клиента – держателя зарплатной карты этого банка, без его письменного согласия, что является прямым нарушением права потребителя на свободный выбор услуги.
Привлечение кредитными организациями коллекторов для взимания долгов незаконно и недопустимо.
При рассмотрении жалоб граждан большое внимание уделяется претензионному (досудебному) порядку их разрешения. Всем обратившимся гражданам дается подробная консультация о практическом применении законодательства о защите прав потребителей, разъясняется порядок разрешения спорных ситуаций, оказывается помощь в составлении претензий. К сведению, за 2011 год подготовлено 142 претензии. Руководителям организаций разъяснялись требования норм действующего законодательства по защите прав потребителей, в том числе и правовые последствия в случае несоблюдения законодательства.
Таким образом, за 2011 год сумма ущерба, возмещенного потребителям в досудебном порядке составила 1 371 889 рублей.
В случае невыполнения законных требований потребителей им оказывалась помощь и содействие в восстановлении нарушенных прав в судебном порядке. Общая сумма денежных средств, взысканных в пользу потребителя в судебном порядке составила 1 065 010 рублей.
Так же Оксана Фандусовна проинформировала об изменениях в законодательстве в сфере защиты прав потребителей.
Оксана Исламова рассказала о проводимой работе по информированию и просвещению граждан в области защиты прав потребителей. Данная работа ведется путем проведения выездных консультаций в крупных торговых комплексах столицы, «прямых телефонных проводов», размещения статей в средствах массовой информации и сети Интернет, участия в семинарах для предпринимательского корпуса. Также ведется активная работа с детьми и подростками. С целью просвещения и информирования учащихся общеобразовательных учреждений в области защиты прав потребителей были организованы и проведены обзорные лекции по основам потребительских знаний для учащихся 8 – 11 классов практически во всех общеобразовательных учреждениях района.
11 марта 2011года на базе детской библиотеки №44 Орджоникидзевского района г. Уфы состоялось торжественное открытие клуба «Я – потребитель». Цель открытия клуба – пропаганда потребительских знаний среди учащихся, приобретение ими навыков грамотного потребительского поведения в различных ситуациях, формирование у учащихся активной гражданской позиции, чувства ответственности, готовности решительно действовать против нарушителей прав потребителей. На протяжении 2011 года в клубе проходили встречи с учащимися, их родителями. Проводились лекции, викторины, игры по потребительской тематике, а также соревнования за переходящий кубок «Грамотный потребитель 21 века».
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?