Городская целевая межведомственная Программа «О мерах по снижению предотвратимой смертности от дорожно-транспортного травматизма в городском округе город Уфа на 2008 –2010 годы»

Номер документа: 29/11
Дата документа: 15.11.2007
Скачать [*.rar 44 КБ]


 ПАСПОРТ
городской целевой межведомственной программы
«О мерах по снижению предотвратимой смертности от дорожно-транспортного травматизма в городском округе город Уфа на 2008 –2010 годы»

 

1. Наименование программы

Целевая программа «О мерах по снижению предотвратимой смертности от дорожно-транспортного травматизма в городском округе город Уфа на 2008 –2010 годы» 

(далее – Программа)

2. Основание для разработки программы

Приоритетный национальный проект «Здоровье»;

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.12.2005 года № 752 «Об оснащении санитарного автотранспорта»;

Кодекс об охране здоровья граждан Республики Башкортостан;

Постановление Правительства РБ от 07.12.2006 года № 346 «О мерах по снижению предотвратимой смертности, травматизма, а также показателей заболеваемости населения Республики Башкортостан болезнями системы кровообращения»;

Постановление Правительства РБ от 29.12.2006 года № 390 «О республиканской целевой программе «Безопасность дорожного движения» на 2007-2009 годы»;

Решение Коллегии министерства здравоохранения РБ от 16.07.2007 года протокол №42 «Пути дальнейшего развития службы скорой медицинской помощи. Планирование мероприятий с учетом расширения Приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 году. Организация оказания скорой медицинской помощи вдоль федеральных автодорог»;

Устав городского округа город Уфа РБ, статья 36.

3. Муниципальный заказчик программы

Администрация городского округа город Уфа РБ;

Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа РБ.

4. Разработчики программы

Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа РБ;

ГОУ ВПО «Башкирский Государственный Медицинский Университет Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию».

5. Исполнители программы

Администрация городского округа город Уфа РБ;

Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа РБ;

ГУ «Управление внутренних дел г.Уфы»;

Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа РБ;

Управление образования Администрации городского округа город Уфа РБ;

МУ «Управление гражданской защиты городского округа город Уфа»;

ГОУ ВПО «Башкирский Государственный Медицинский Университет Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию».

6. Перечень разделов

Совершенствование оказания первой медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном этапе.

Совершенствование системы мер по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном этапе бригадами скорой медицинской помощи МУ Станция скорой медицинской помощи (далее – ССМП) городского округа город Уфа.

Совершенствование организации оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи на госпитальном этапе - в травматологических пунктах, травматолого-ортопедических, нейрохирургических отделениях лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) городского округа город Уфа.

Предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в городском округе город Уфа.

Оснащение медицинским оборудованием травматологической направленности дежурной смены АСО МУ «Управление гражданской защиты городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Некоторые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.

7. Цель программы

Оптимизация системы оказания экстренной специализированной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) на до- и госпитальном этапах;

Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма, предотвратимой смертности, предупреждение осложнений после повреждений при ДТП, уровня инвалидности при ДТП;

Пропаганда среди детей и подростков правил дорожного движения (далее - ПДД), воспитание культуры, формирование у детей стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах;

Снижение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на территории городского округа город Уфа, особенно с участием детей и подростков.

8. Программные мероприятия (задачи)

Организация и оснащение 5 мобильных травматологических бригад на базе МУ ССМП г.Уфы необходимым оборудованием и средствами транспортной иммобилизации;

Оснащение 6 специализированных бригад (5 реанимационных и 1 кардиологической), 85 линейных бригад МУ МУ ССМП г. Уфы современными средствами транспортной иммобилизации;

Оснащение травмпунктов оборудованием и инструментарием для производства остеосинтеза в амбулаторных условиях;

Оснащение травматолого-ортопедических, нейрохирургических отделений ЛПУ г.Уфы ортопедическими, нейрохирургическими столами, рентгенаппаратами с электронно-оптическими преобразователями (ЭОП), инструментарием;

Подготовка лиц первого контакта: сотрудников ГИБДД, пожарных, спасателей аварийно-спасательной службы, водителей по оказанию неотложной медицинской помощи при ДТП;

 


Обеспечение взаимодействия, общей линии связи сотрудников ГИБДД, скорой медицинской помощи, спасателей. Изучение вопроса организации Единого межведомственного информационно-диспетчерского центра, в т.ч. создание резервного оперативного отдела;

Организация и проведение с использованием средств массовой информации информационно-просветительских программ для населения о последствиях приема водителями алкоголя за рулем, по оказанию первой неотложной помощи при ДТП;

Улучшение системы подготовки и повышения квалификации медицинских работников по вопросам оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

Организация и проведение городских межведомственных научно-практических конференций, семинаров, совещаний по вопросам взаимодействия служб по оказанию помощи пострадавшим при ДТП, ЧС, организации и оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

Оснащение медицинским оборудованием травматологической направленности дежурной смены АСО МУ «Управление гражданской защиты городского округа город Уфа Республики Башкортостан»;

Улучшение организации учебно-воспитательной работы среди детей и подростков по профилактике ДТП, воспитания у школьников навыков дисциплинированного пешехода (открытие детско-юношеских автоклубов, картинговых клубов, городского клуба юных инспекторов дорожного движения, открытие в учреждениях образования кабинетов по безопасности дорожного движения (далее - БДД), площадок по БДД в оздоровительных лагерях с организацией на их основе учебно-методических центров по изучению ПДД; проведение среди учащихся КВН по ПДД, конкурса агитбригад «Светофор»; оснащение образовательных учреждений г. Уфы современным оборудованием и средствами обучения по соблюдению ПДД);

Определение места и строительство крытого детского автогородка для проведения круглогодичных занятий с детьми и подростками по соблюдению ПДД;

Проведение мероприятий (установка светофорных объектов, таймфоров) для обеспечения БДД.

9. Объем и источники финансирования программы

   Объем финансирования на 2008-2010 годы -176,48 млн. рублей, в т.ч. на 2008 год – 64,76 млн. рублей, на 2009 год – 59,08 млн. рублей, на 2010 год – 52,64 млн. рублей.

    Источник финансирования по всем годам - средства бюджета городского округа город Уфа 100%.

10. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий.

 

Снижение летальности от травм и их последствий при ДТП на 0,4-0,6%;

Снижение показателя первичного выхода на инвалидность в результате травм при ДТП на 4-5%;

Снижение предотвратимой смертности населения от травм при ДТП и их последствий на 5-6%;

Снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у детей стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах;

Обеспечение безопасности дорожного движения на улицах столицы.

11. Система организации управления и контроля за реализацией программы

Текущее управление реализацией Программы осуществляется Управлением здравоохранения Администрации городского округа город Уфа РБ (заказчиком).

Контроль за реализацией Программы осуществляет постоянная депутатская комиссия по социальной политике, здравоохранению, охране окружающей среды Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

 Заказчик Программы один раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет отчет о ходе реализации Программы в постоянную депутатскую комиссию по социальной политике, здравоохранению, охране окружающей среды Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и управление экономики Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Исполнители Программы один раз в полугодие до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (заказчику Программы) отчет о ходе реализации Программы по форме предусмотренной приложением №2 Положения о порядке разработки, реализации и финансирования городских целевых программ, утвержденного Постановлением главы администрации г.Уфы от 01.04.2004г. №1422 «Об утверждении Положения о порядке разработки, реализации и финансирования городских целевых программ».

12.Сроки реализации программы

2008 –2010 годы

Введение. Состояние проблемы.
        

            Реальная угроза национальной безопасности и суверенитету Российской Федерации связана с ожидаемым уменьшением численности населения страны. Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения нашей страны к началу 2025 г. может составить около 123 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. на 20 млн. человек (или на 1/7). Сокращение населения страны (по оценке Минэкономразвития России за 2006-2010 годы - на 3,2 млн. человек) затронет в первую очередь лиц трудоспособного возраста, т.е. экономически активное население страны. Проблема острого дефицита рабочей силы, в свою очередь, затруднит экономический рост страны.

            В структуре причин смертности лиц трудоспособного возраста в нашей стране травмы занимают первое место. Временная утрата трудоспособности по поводу травм среди всех её причин занимает второе место и за последние пять лет возросла на 12,7%. В Российской Федерации в 2004 году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП) (в 2006 году – 230 тыс. ДТП), в которых погибли 34,5 тыс. человек (в 2006 году – 33 тыс.человек). Таким образом, ежегодно в России от ДТП погибает до 35 тыс. человек, еще 150 тыс. человек получают травмы различной степени тяжести. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 27,8 процента. Всего за последние 10 лет в результате ДТП погибло 312,5 тыс. человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет). В ДТП, в расчете на 100 тыс. жителей, ежегодно погибают в Великобритании - 6,0; Германии - 9,5; Канаде - 9,7 Франции - 14,4; США - 15,3, а в России - 20,3. Каждый девятый пострадавший в ДТП – это ребенок в возрасте до 16 лет.

       Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей). Так, только за 1 год потери России от ДТП превышают более чем в 2 раза все потери СССР в Афганской войне.

       Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту и в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении, и - недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также - крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Основными причинами ДТП по-прежнему остаются нарушения водителями правил дорожного движения, зачастую в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также техническая неисправность автотранспорта и неудовлетворительное техническое состояние автодорог, содержание средств организации дорожного движения и дорожной разметки.

       В Российской Федерации среди всех видов травматизма дорожно-транспортный травматизм достигает почти 74%.  Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что в последнее время происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Процент пострадавших в ДТП составляет более 60% от общего числа пострадавших с тяжелой механической политравмой и шоком. Практика показывает, что общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами пострадавшие в ДТП становятся в 6 раз чаще, чем пострадавшие от других травм, в госпитализации подобные больные нуждаются чаще в 7 раз. Следует обратить внимание на то, что основные причины смертности и инвалидизации потенциально предотвратимы.

        Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате ДТП, увеличилось на треть. Всего за этот период погибло свыше 100 тысяч и ранено свыше 500 тысяч пешеходов. Из числа погибающих от политравм около 80% умирают на догоспитальном этапе, остальные 20 % умирают в стационаре. Основная причина этих смертей в стационаре – позднее поступление пострадавших.

         Почти 60 процентов дорожно-транспортных происшествий в городах приходится на столицы и административные центры субъектов Российской Федерации.

        Анализ травматизма в г.Уфе свидетельствует об увеличении за период с 2004 по 2006 год количества травм с 139206 случаев до 142219. В структуре травматизма на прежнем уровне сохраняются показатели по транспортному травматизму (2004г. - 3397 случаев, 2006г. - 2951 случаев), отмечено увеличение бытового (с 71917 до 80254 случаев) и уличного травматизма (с 39365 до 41876 случаев).

        Из всех ДТП, произошедших в 2005 году на территории Республики Башкортостан, 39,7% произошли на территории г.Уфы, при этом доля пострадавших от ДТП от общего количества травм составила - 34,8 %. В 2005 году в г.Уфе в результате ДТП умерло 239 человек, из них 149 лиц трудоспособного возраста. Смертность от ДТП составляет ежегодно 0,23-0,25 на 1000 жителей г.Уфы. Только с начала 2007 года по октябрь 2007 года в г.Уфе произошло 1820 ДТП, в результате ДТП пострадало 2105 человек, в т. ч. госпитализировано в больницы 723 пострадавших, погибло 63 человека. От травм в основном погибают люди в возрасте от 20 до 50 лет, это та часть населения, которая занята на производстве, является производителем материальных благ, это - цвет нации. Смертность от травм, составляя 18%, по-прежнему стоит на первом месте среди трудоспособного населения. Таким образом, травматизм является проблемой национальной безопасности.

            Не подлежит сомнению то обстоятельство, что наступление смерти на месте происшествия обусловлено тяжестью получаемой травмы, сроком оказания первой медицинской помощи и эвакуации пострадавших. Фактор времени оказания неотложной медицинской помощи остается решающим в исходе происходящей трагедии. Общеизвестно, что в течение первого часа после получения травмы, так называемого «золотого часа», погибают до 30% пострадавших, а каждый последующий час уносит жизнь у 10% пострадавших.

         Система этапного оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП включает в себя оказание медицинской помощи на месте происшествия, в пути следования в лечебное учреждение и непосредственно в лечебном учреждении. Наиболее важным и уязвимым с точки зрения дальнейшего прогноза в спасении пострадавшего является первый этап оказания медицинской помощи, т.е. на месте происшествия.

Поэтому важная роль в своевременном оказании первой медицинской помощи отводится тем лицам, которые помимо сотрудников бригад скорой медицинской помощи первыми прибывают к месту происшествия, т.е. лицам первичного контакта: сотрудникам ГИБДД, спасателям, водителям и пассажирам проезжающих транспортных средств или прохожим. Однако, сотрудники указанных служб и население не только боятся, но зачастую и не подготовлены к оказанию своевременной первой медицинской помощи, считая как правило, что оказание такой помощи не входит в их функциональные обязанности. Практика показывает, что при подготовке водителей все-таки не в полном объеме преподаются вопросы оказания первой медицинской помощи при ДТП. Школьники, студенты высших и средних учебных заведений также недостаточно охвачены обучением по оказанию первой медицинской помощи. Усугубляющими факторами порой остается несовершенство связи и неразвитость средств передачи в ЛПУ информации о происшедшем, несовершенность системы оперативного взаимооповещения между службами здравоохранения и ГИБДД, транспортными и дорожными организациями, в результате чего нередко задерживается приезд к месту катастроф бригад скорой медицинской помощи, чем и обусловлено запоздалое оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим в период «золотого часа».

         Основным тактическим принципом оказания медицинской помощи при дорожно-транспортной травме на месте происшествия должен быть принцип оказания медицинской помощи в полном объеме, обеспечивающем сохранение жизни пациента. Данную помощь на высоком профессиональном уровне могут оказать специализированные бригады.  Как показывает современный опыт организации экстренной медицинской помощи при ДТП в странах Европы, только путем создания мобильных травматологических бригад экстренного реагирования возможно решать вопросы сокращения времени пребывания пострадавших на месте ДТП и тем самым уменьшать смертность от ДТП.

Тем не менее, очевидно, что снижение предотвратимой смертности населения городского округа город Уфа от ДТП и их последствий не возможно обеспечить только мероприятиями медицинского характера. Нельзя забывать, что уровень смертности населения является одним из важных демографических показателей, отражающих и состояние социально-экономического благополучия общества. В свете Постановления Правительства Республики Башкортостан о мерах по снижению предотвратимой смертности, травматизма, учитывая сохраняющиеся вопросы по обеспечению безопасности дорожного движения, высокий уровень аварийности на дорогах, актуальность воспитания культуры и грамотности населения, особенно детского и подросткового, по вопросам правильного безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимо подчеркнуть межотраслевой и межведомственный уровень решения поднимаемой проблемы.

 
II. Цель и задачи Программы.

          Совершенствование системы мер оказания экстренной специализированной медицинской помощи пострадавшим при ДТП на догоспитальном и госпитальном этапах. Снижение уровня ДТП, предотвратимой смертности, предупреждение осложнений после повреждений при ДТП, уровня инвалидности при ДТП. Пропаганда среди детей и подростков правил дорожного движения, воспитание культуры, формирование у детей стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Снижение количества ДТП на территории городского округа город Уфа, особенно с участием детей и подростков.

        Организация и оснащение специализированных травматологических бригад скорой медицинской помощи, травмпунктов и больниц, оказывающих специализированную травматологическую, нейрохирургическую помощь необходимым медицинским оборудованием, инструментарием, санитарным транспортом. Улучшение системы подготовки и повышения квалификации медицинских работников по вопросам оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Подготовка лиц первого контакта: сотрудников ГИБДД, пожарных, спасателей аварийно-спасательной службы по оказанию неотложной медицинской помощи при ДТП. Обеспечение взаимодействия, общей линии связи сотрудников ГИБДД, скорой медицинской помощи, спасателей по вопросам организации оказания своевременной помощи пострадавшим при ДТП, ЧС. Оснащение некоторым медицинским оборудованием травматологической направленности аварийно-спасательного отряда г.Уфы. Улучшение организации учебно-воспитательной работы среди детей и подростков по профилактике ДТП, воспитания у учащихся навыков дисциплинированного пешехода. Определение места и строительство крытого детского автогородка для проведения круглогодичных занятий с детьми и подростками по соблюдению правил дорожного движения. Проведение мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения на улицах столицы.

 
Ш. Сроки и этапы реализации Программы.

 
Сроки и этапы реализации Программы – 2008-2010 годы.

 
IV. Объем и источники финансирования Программы.
 

роки

Объем финансирования

Источник финансирования

2008 год

64,76 млн. рублей

бюджет городского округа город Уфа РБ.

2009 год

59,08 млн. рублей

бюджет городского округа город Уфа РБ.

2010 год

52,64 млн. рублей

бюджет городского округа город Уфа РБ.

Итого:

(2008-2010годы:

176,48 млн. рублей

бюджет городского округа город Уфа РБ.

 
V. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программных мероприятий.

 
Реализация мероприятий Программы позволит получить:

снижение летальности от травм и их последствий при ДТП на 0,4-0,6%;

снижение показателя первичного выхода на инвалидность в результате травм при ДТП на 4-5%;

снижение предотвратимой смертности населения от травм при ДТП и их последствий на 5-6%;

снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у детей стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах;

обеспечение безопасности дорожного движения на улицах столицы.

 
VI. Система организации управления и контроля за реализацией Программы.

 
Текущее управление реализацией Программы осуществляется (заказчиком) Управлением здравоохранения Администрации городского округа город Уфа РБ.

Контроль за реализацией Программы осуществляет постоянная депутатская комиссия по социальной политике, здравоохранению, охране окружающей среды Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

 Заказчик Программы один раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет отчет о ходе реализации Программы в постоянную депутатскую комиссию по социальной политике, здравоохранению, охране окружающей среды Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и управление экономики Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Исполнители Программы один раз в полугодие до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Управление здравоохранения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (заказчику Программы) отчет о ходе реализации Программы по форме предусмотренной приложением №2 Положения о порядке разработки, реализации и финансирования городских целевых программ, утвержденного Постановлением главы администрации г.Уфы от 01.04.2004г. №1422 «Об утверждении Положения о порядке разработки, реализации и финансирования городских целевых программ».



Назад в раздел
Меню
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA