Инфраструктура для проведения деловых мероприятий стала неотъемлемой составляющей гостиничного бизнеса. Но площадки, способные принимать крупные встречи, пока в дефицитеКоличество ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, работающих на территории Урала и Западной Сибири, выросло в 2012 году на 17%, что почти в два раза выше среднего по стране (8,8%). Эту статистику по итогам прошлого года Ростуризм опубликовал только в конце августа текущего. Но если сбор данных по основному для гостиниц виду деятельности хотя и затянут, однако ведется, то прием ими деловых мероприятий (а именно отели заняли весомую долю этого рынка, особенно в регионах) остался за пределами внимания официальной статистики. Проанализируем конгрессную инфраструктуру гостиниц в пяти крупнейших городах Большого Урала (Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Перми и Тюмени).
В поле нашего внимания в перечисленных городах попало 117 гостиниц вместимостью от 20 номеров, представленных в интернете и не имеющих особенностей в позиционировании (не учтены хостелы, загородные клубы, развлекательные заведения с возможностью размещения и т.п.). Мы взяли данные 2GIS и ввели эти ограничения, подразумевая, что конгрессная инфраструктура должна быть сосредоточена в крупных, активно продвигающих себя отелях. Анализ показал — 68% из них имеют конференц-залы. В общей сложности залов 177, они способны принять почти 17 тыс. человек (здесь и далее учтена вместимость при расстановке «театр»). Наиболее развитый рынок ожидаемо оказался в Екатеринбурге. Конференц-залами здесь располагает почти 80% гостиниц, суммарная вместимость — 6,5 тыс. человек, залов — 72. На втором месте — Челябинск. Отставание остальных городов по количественным показателям от Екатеринбурга кратное. Явный аутсайдер — Пермь: отелей, имеющих конгрессную инфраструктуру, чуть более 50%, вместимость — 1,6 тыс. человек, а залов всего 22.Гостиницы Екатеринбурга сформировали почти половину топ-20 крупнейших на территории пяти городов конгрессных площадок. Впрочем, тройка лидеров оказалась разномастной. На первом месте — челябинский отель «Малахит» (помещения для конференций могут принять 1,1 тыс. человек), на втором с отставанием в три десятка мест — екатеринбургская Ramada, на третьем — уфимская гостиница «Азимут» (суммарная вместимость — 890 человек). Отношение к роли конгрессной инфраструктуры у менеджмента отелей разное. Некоторые руководители считают ее в первую очередь инструментом повышения загрузки, другие — дополнительным источником дохода, а иногда тем и другим вместе. — Инфраструктура для конференций является в первую очередь инструментом для повышения загрузки гостиницы. При проведении бизнес-мероприятий с участием приезжих гостей клиентов интересует полный спектр услуг, включая проживание и питание. По нашему опыту, средний формат коммерческого мероприятия предполагает участие 100 — 150 человек, при этом бронируется около 30 номеров, плюс организуется питание, — поясняет директор УК «Юста» (управляет пятью гостиницами в Екатеринбурге) Марина Пичугина.— В большей степени это дополнительный источник дохода, — придерживается иного мнения главный менеджер гостиничного комплекса «Урал» (Пермь) Ирина Унжакова. — Если сравнивать структуру заказчиков мероприятий, то 70% — это компании нашего города, их участники в гостинице не проживают, 30% — заявки от иногородних организаторов.— MICE-инфраструктура в отеле создается в первую очередь с целью получения дополнительного дохода. В компании Carlson Rezidor Hotel Group, в частности в Park Inn by Radisson Ekaterinburg, бизнес, связанный с проведением мероприятий и банкетов относится к отдельному сегменту и занимает большую часть в бюджете компании в целом. Этот сегмент развивается абсолютно самостоятельно и имеет свои цели по получению прибыли, — соглашается директор по продажам отеля Park Inn by Radisson Ekaterinburg Ольга Сухорукова.Генеральный директор отеля «Видгоф» (Челябинск) Александр Астахов считает, что целесообразно рассматривать комплексный эффект всех направлений работы гостиницы, так как проживание и питание являются неотъемлемой частью проведения любой конференции. Какое количество конференц-залов и какой размер предпочли уральские гостиницы? В 41% отелей есть всего один зал, еще в 47% — два-три, и только 12% площадок способно принимать крупные мероприятия, предполагающие одновременную работу нескольких тематических секций. По вместимости картина похожая. Из 177 залов вместимость 29% — до 50 кресел, еще 32% — от 50 до 100. Больших помещений, способных принять свыше 300 человек, в общей массе всего 5%. Учитывая это, выделим форматы конгрессной инфраструктуры, меньше и больше других подверженные конкуренции за заказчика.
В наилучшем положении находятся конференц-залы трех типов. Первый — крупные, особенно, когда им нет альтернативы. Яркий пример — челябинский отель «Малахит», основной зал которого вмешает до тысячи гостей, а его ближайший конкурент — втрое меньше. Похожая ситуация, но с меньшим разрывом, наблюдается и в других городах. Например, самые большие конференц-залы Перми находятся в гостиницах «Урал» и «Профсоюзная» — 250 мест, следующий за ними зал отеля «Амакс-Престиж» рассчитан на 150. — В Перми в дефиците залы на 100 и более человек. Часто для проведения конференций и других бизнес-мероприятий с большим количеством участников используются дворцы культуры, абсолютно не оборудованные для их проведения, — отмечает директор службы F&B отеля Hilton Garden Inn Анастасия Лесницер. В Екатеринбурге эта планка несколько выше. По мнению Марины Пичугиной, в дефиците залы вместимостью от 200 человек с расстановкой, дающей возможность работать, например, в формате групп, и расположенные в центре города. Второй тип — гостиницы с несколькими помещениями разной вместимости, способные удовлетворить разные запросы и пригодные для проведения крупных форумов с насыщенной тематической программой. Таких еще меньше, чем просто отелей с большими конференц-залами. На территории пяти городов всего двенадцать гостиниц, имеющих свыше четырех помещений для мероприятий: четыре в Екатеринбурге, по две — в Челябинске, Перми, Тюмени и Уфе. — Наилучший вариант — это наличие в отеле нескольких залов разной вместимости, один из которых обязательно должен быть рассчитан на сто и более человек. Сейчас наблюдается тенденция отказа от работы c большими группами, поскольку в малых и средних группах легче взаимодействовать с каждым участником. На сегодняшний день, пожалуй, самый популярный запрос в нашем отеле — это аренда зала на 50 — 60 мест. Тем не менее поступают запросы на аренду и для гораздо большего числа участников, — рассказывает Анастасия Лесницер. — Сейчас при проведении тренингов актуально наличие либо одного большого зала на 100 — 150 человек, либо нескольких маленьких с возможностью работы в группах, а лучше и того, и другого варианта. Поэтому наши новые площадки предусматривают, например, возможность деления пространства с помощью мобильных перегородок, чтобы удовлетворить потребности любой компании, — подтверждает Марина Пичугина.Третий тип — залы, не отличающиеся идеальной конфигурацией, но с высоким уровнем обслуживания, технического обеспечения и имеющие безупречную репутацию. Этого рано или поздно придется добиваться всем гостиницам, кто не сможет выделиться перед конкурентами количественными возможностями. — Более 50% компаний, которые проводят у нас конференции и другие мероприятия, — постоянные гости. Они уверены в нас, в уровне сервиса и качестве предоставляемых услуг. Конкуренция на рынке конференц-услуг существует, но острой ее назвать нельзя. Площадки разнообразны, имеют свои особенности, а значит, и постоянную аудиторию, — считает Анастасия Лесницер.Александр Астахов приводит пример того, как можно завоевать заказчика: — Каждая площадка актуальна по-своему, все зависит от возможностей организаторов. Важно месторасположение, вместимость, комфорт и технические возможности залов, качество кофе-брейков и фуршетов, которые сопровождают мероприятия подобного рода. Совсем недавно у нас проводилась конференция Apple, в ходе которой мы обеспечили более сотни присутствующих беспроводными гарнитурами для прослушивания синхронного перевода речи иностранных спикеров. Каждому участнику был выдан iPad с необходимыми для работы программами, а изображение выводилось на проектор с планшета выступающего.
Теоретически конкуренцию гостиницам могут составить бизнес-центры, в которых также стали появляться конгрессные площадки. Но, во-первых, пока их немного — в Перми и Уфе нет вовсе, а общая вместимость «офисных» конференц-залов Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени всего 3,8 тыс. человек (для сравнения, в гостиницах этих городов — 13 тысяч). Во-вторых, среди них мало сильных площадок. Если, например, конференц-зал на 300 человек, расположенный в екатеринбургском бизнес-центре «Президент», может конкурировать с площадками в гостиницах, то небольшие залы в офисных зданиях вряд ли будут заметны на их фоне (по нашим оценкам, 66% «офисных» конференц-залов рассчитано на прием до ста участников). В-третьих, отели предоставляют более широкий перечень услуг.Таблица. Топ-20 гостиниц по развитости конгрессной инфраструктуры?
? ранжирование по общей вместимости залов, без учета помещений, позиционируемых как комнаты для переговоров и банкетные залы? учтена максимальная вместимость залов в формате «театр»? возможность трансформации не влияет на показатель, учтено количество основных залов* инфраструктура отеля сопряжена с находящимися в одном комплексе бизнес-центрами — Отель — это три в одном: номерной фонд, конференц-залы, питание. В офисных центрах, как правило, нет возможностей для организации питания, поэтому заказчики вынуждены обращаться в кейтеринговые компании, что вызывает дополнительные затруднения. Они не предполагают возможности для размещения приезжих гостей и экспертов, следствие — необходимость организации логистики и т.д., — комментирует Марина Пичугина.Анастасия Лесницер соглашается:— Пожалуй, офисные центры нельзя назвать прямыми конкурентами. Мы в первую очередь конкурируем с другими крупными отелями, оснащенными вместительными залами и предлагающими, как и мы, комплексную услугу. На наш взгляд, в ближайшем будущем конкуренция между площадками заметно обострится. Причин две. Первая — строительство в большинстве рассмотренных городов как новых гостиниц, так и новых офисных центров, концепции которых предполагают наличие конгрессной инфраструктуры. Вторая — растущие требования клиентов. Площадки, которые не найдут возможностей для расширения или не смогут в ближайшее время завоевать расположение заказчиков, рискуют потеряться на рынке.
http://www.expert-ural.com/1-625-12944/
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?