Закрепляя статус города

В год 450-летия Уфы рассказываем об инфраструктурных сооружениях города XIX века, оказавших ключевое влияние на его развитие.
Закрепляя статус города

Уфа начала XIX в., несомненно, была значительно меньше современной. Границы было можно чётко обозначить по улицам: Телеграфной (Цюрупы) – на западе, Успенской (Коммунистической) – на севере, Блохинской (Кавказской) – на востоке. На юге же границей города служила река Белая.

В 1819 г. император Александр I утверждает генеральный план застройки Уфы, разработанный городским архитектором Царского Села, а в дальнейшем – главным архитектором России Вильямом Гесте и губернатором Г.С. Волконским. Общий план города представлял собой неправильный многогранник и состоял из веерных и прямоугольных кварталов. Предусматривалось расширение Уфы от ул. Телеграфной до ул. Никольской (ныне Революционная).

Город был разделён на старую и новую части со своим центром в каждой, в старой – Староторговая площадь и Троицкая церковь, в новой – Верхнеторговая и Соборная площади. После принятия этого плана город стал застраиваться особенно быстро: к 1886 году уже было 59 улиц и переулков, 12 площадей, парк, бульвар и два сада. Строительство по плану В. Гесте велось вплоть до конца XIX в., дополняясь новыми градостроительными планами 1883 и 1897 гг.

С начала XIX столетия в Уфе активно формируются рабочие кварталы и районы. Юго-восточная часть выше устья Сутолоки была занята лесной пристанью и мастерскими. Крупной рабочей окраиной к середине XIX в. стала Нижегородская слобода, здесь находилось более десятка различных предприятий. Промышленная продукция сбывалась преимущественно на месте: на базарах, ярмарках, в лавках.

В 1812 г. по ходатайству местного купечества была учреждена уфимская ярмарка, которая проходила ежегодно с 20 января по 1 февраля и собирала торговцев из многих городов России. В первые годы своего существования ярмарка располагалась на Староторговой площади, а с 1819 г. – на Верхнеторговой, где возникает Гостиный двор. По проекту петербургского архитектора А.И. Мельникова начинается возведение каменного здания в 1825 г. В 1864 г. оно было реконструировано – увеличилась его площадь, форма стала представлять вытянутый прямоугольник. Здание было построено в стиле классицизм: открытое пространство в центре, большие арочные проёмы, светлые галереи, белые барельефы. Товарооборот ярмарки рос огромными темпами, средний показатель к середине века был 500 тыс. рублей в год, рекордный же был достигнут в 1873 г. – 1 221,8 тыс. рублей.

Уфимский Гостиный двор имел 112 мест для торговли, одна половина – каменные наружные, другая – внутренние. В 1860-х гг. проходила реконструкция: торговые ряды были заметно расширены. Крестьяне близлежащих сёл и деревень привозили сельскохозяйственные товары, лесные изделия, дрова, покупали и увозили промышленные товары.

9 мая 1883 г. в Уфе открывается филиал Крестьянского поземельного банка, выдававший долгосрочные ссуды крестьянам, переселенцам, сельским обществам на покупку земель. Администрация этого учреждения в Уфе состояла из управляющего, назначаемого министром финансов Российской империи, трёх представителей, двух из которых назначало губернское земское собрание, и одного, которого назначал губернатор. С 1883 по 1906 гг. представительство банка располагалось в деревянном доме, который был в собственности у супруги председателя Оренбургского магометанского духовного собрания. Затем оно переместилось в здание на ул. Губернаторской (Советской), которое было построено в начале XX в.

15 декабря 1876 г. свою деятельность начал Уфимский общественный банк. Правление его было избрано из городской думы и местной буржуазии. Годовой оборот банка рос очень быстрыми темпами. Так, если в 1877 г. он составил 1,6 млн рублей, то уже в 1890 г. превысил отметку в 8,5 млн. Учреждение занималось кредитованием местных промышленников и торговых предприятий, городских органов на строительство необходимых учреждений и благоустройство города. Мелким кредитованием занимались также сберегательные кассы, ссудо-сберегательные товарищества.

Ускоренный экономический рост заметно способствовал изменению внешнего облика города. Заметно возрастали также и темпы городского жилищного строительства. В 1860-1880 гг. ежегодно возводилось до 18 домов, а уже в 1890-х цифра в среднем достигала 250 в год. Однако преимущественно город был застроен деревянными строениями. Так, в середине 1880-х гг. их в Уфе было 93% от всех зданий, каменных и смешанных – лишь 7%.

Таким образом, Уфа закрепляет своё положение в качестве крупного торгово-экономического субъекта в регионе. Складывается Определенная система градостроительства, урегулируется конкретная динамика экономического развития города. Из вышеперечисленных факторов, а также в дополнении к ним, из экономических нужд города, ко второй половине XIX в. складывалась необходимость в сооружении железнодорожной магистрали. Одним из организаторов данной инициативы был Дмитрий Волков, городской голова. Ввиду этого, уфимское дворянство ходатайствует перед правительством о необходимости соединения Уфы и Уфимской губернии с Российской железнодорожной магистралью.

В 1882 г. ведутся подготовительные работы на участке Самара-Уфа, а само строительство начинается уже в 1885 г. Огромный вклад в сооружение важнейшей для региона в общем и города в частности магистрали внёс выдающийся русский инженер Константин Яковлевич Михайловский, который уже стал известен своей работой по проектированию Александровского железнодорожного моста через Волгу в Самарской области.

Торжественная закладка железнодорожного вокзала и других необходимых сооружений состоялась в апреле 1886 г. То, что строительство Самаро-Уфимской линии проходило в малонаселенных районах накладывало определенные трудности, например, постоянно ощущалась нехватка рабочих рук, также значительную часть пути приходилось прокладывать по твёрдым скалистым грунтам, возникали проблемы с материалом для строительства, в частности, сложности с завозом песка и балласта. Однако благодаря колоссальным усилиям строителей, инженеров, землекопов 8 сентября 1888 г. официально открылось долгожданное сообщение от Самары до Уфы. В тот же день был открыт пост через р. Белую. В первое время дорога имела небольшой грузооборот, так как депо насчитывало лишь 60 маломощных паровозов, 15 пассажирских и 750 товарных вагонов. В будущем магистраль расширялась, устанавливалась постоянная связь Уфы с другими городами, находящимися на самых окраинах Российской империи.

Так, из небольшого губернского города Уфа становится одним из важнейших торгово-экономических и транспортных центров России. Стоит также отметить интересную особенность транспортных путей, проходящих через Уфу, а именно отсутствие прямой конкуренции между ведущими видами транспорта – железной дорогой и речным судоходством. Ведь грузы, которые шли по железной дороге, проходили путь запад-восток, а грузы, шедшие по реке Белой – север-юг, тем самым дополняя друг друга.

Исторически направление на Оренбург, когда-то центр губернии, было одним из основных для Уфы. После образования Уфимской губернии оно не утратило своего стратегического значения. Первый мост через Белую был сооружен из дерева и простоял лишь до первого паводка. Но уже с 1808 г. и в течение почти полутора столетий на этом месте действовал плашкоутный мост, который ежедневно разводили на несколько часов для пропуска судов, проходивших по Белой «самоходом».

Разумеется, неоднократно поднимался вопрос о возможности судоходства по Белой. Лесоторговцы уже осуществляли регулярный сезонный сплав по рекам, для горожан существовали паромные и лодочные переправы. В 1857 г. в Уфу для изучения данного вопроса прибыла комиссия офицеров Казанского корпуса путей сообщения. Они обследовали фарватер реки и сделали заключение о том, что река пригодна для пароходного движения. Совсем скоро, 11 августа 1858 г., здесь совершают свой первый успешный рейс пароходы «Грозный» и «Быстрый». И уже вскоре открывается регулярное пароходное сообщение. В январе 1860 г. правление нижегородского общества «Дружина» для этого учредило в Уфе специальную контору, но не остаточная изученность фарватера реки, отсутствие благоустроенных пристаней сильно затрудняли сообщение, поэтому вскоре ее закрыли.

С 1863 г. по Белой курсировал лишь буксирный пароход «Надежда» уфимского купца Сафронова, а с 1867 г. – пароход «Манатура» помещика Базилевского. Только с учреждением в 1870 г. общества «Бельское пароходство» на Белой установилось регулярное пароходное сообщение. Уже в 1871 г. совершали рейсы 5 пассажирских судов, из них 3 между Уфой и Казанью, 2 – между Уфой и Нижним Новгородом. Появились буксирные пароходы. К концу XIX в. по Белой курсировало 57 товаро-пассажирских пароходов. Уфа стала центром Бельского речного пути и крупной пристанью.

С 1837 г. до конца XIX в. улицы Уфы продолжали освещаться при помощи газовых и керосиновых фонарей. Острым дискуссиям в Уфимской городской думе подвергался вопрос о строительстве в городе первой электростанции. Концессия на это была предоставлена в 1896 г. уфимскому инженеру Н.В. Коншину. Первая электростанция была расположена на Александровской улице (Карла Маркса). Для строительства специально было выбрано центральное расположение в городе – чем ближе к потребителям, тем лучше. Строительство станции продолжалось около двух лет, и 1 февраля 1898 г. она дала городу первый ток. Сравнительно с электростанциями конца XIX в. её мощность была выше средней – 560 киловатт. Цены за электричество же была высокими, свет можно было увидеть только в домах крупных купцов и некоторых членов городской администрации. В дальнейшем события 1917 г., а также гражданская война привели систему энергоснабжения на грань катастрофы, её восстановлением занялись в 20-е гг. XX в.

Застройка Уфы, расширение инфраструктуры в городе, включение в транспортные артерии страны, безусловно, положительно повлияли на ее экономическое, торговое, демографическое и промышленное возвышение к концу XIX в. Большинство этих предприятий, зданий, сооружений либо продолжают существовать и функционировать до настоящего времени, либо послужили основой в развитии тех или иных торгово-экономических отраслей, играющих большую роль в экономике города.

Источник: «Уфа в российской истории»


450 лет Уфе
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA