Старт по программе Конюхова

Как писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, так и учитель – в мыслях и поступках учеников. И именно от педагога зависит, что прорастет из маленького зернышка, что он посеял. Сегодня мы хотим познакомить вас с беззаветно преданным своему делу педагогом Игорем Николаевичем Конюховым. Его путь в профессию был долгим и извилистым. А теперь воспитанники из года в год – стипендиаты Главы города Уфы для особо одаренных учащихся, а также получают награды на самых престижных всероссийских конкурсах.
Старт по программе Конюхова

Как писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, так и учитель – в мыслях и поступках учеников. И именно от педагога зависит, что прорастет из маленького зернышка, что он посеял. Сегодня мы хотим познакомить вас с беззаветно преданным своему делу педагогом Игорем Николаевичем Конюховым. Его путь в профессию был долгим и извилистым. А теперь воспитанники из года в год – стипендиаты Главы города Уфы для особо одаренных учащихся, а также получают награды на самых престижных всероссийских конкурсах.

С Игорем Николаевичем встречаемся у входного турникета в центр детского творчества «Парус» и направляемся в класс, закрепленный за объединением «Самоцветы России».

– У меня в этом году 10 групп – 125 детей. Занимаемся в этом кабинете два года, а вообще в «Парусе» я с 2015 года – посвящает меня Игорь Николаевич.

Несмотря на то, что здание старое, 1936 года постройки (раньше здесь располагалась школа №4), в помещении светло и уютно. Чувствуется неравнодушная и крепкая хозяйская рука. Изготовленные с любовью стенды и наглядные пособия, приобретенные на собственные средства компьютеры. А на полках – макеты юных Кулибиных. Вот «Школа будущего» Камиля Хусаинова.

– Поскольку в городе земли мало, предлагается школу объединить под крышей многоуровневого здания. В нем зайдя с улицы, дети попадают в ботанический сад, где погружаются в разнообразный мир живой природы с зооуголком и ипподромом. На втором этаже находятся актовый, спортивный залы, столовая, блок для младшеклассников. На третьем – классы для ребят постарше, с прогулочной верандой и бассейном, выше – владения выпускников, лаборатории, обсерватория, – поясняет собеседник.

Не менее интересен проект «Высотное метро» Таисии Антоновой. Она придумала пустить его поверх высотных многоэтажек, а чтобы не было грохота колес – поезд на магнитной подушке. Бесшумно, быстро и видя всю панораму города!

На «Космический лифт» замахнулся Аксенов Вадим. Инженерное сооружение предназначено для подъема космических грузов до стратосферы, откуда можно будет стартовать в космос. Применение такого лифта сократило бы мусор в окружающую среду, и позволило сэкономить средства.

– Расскажите о себе. Как вы пришли в профессию. Очевидно, вы учились на физмате? – обращаюсь к собеседнику. И узнаю любопытные факты его биографии.

Родился в Татарстане, окончил школу в Пермской области, затем приехал в Уфу поступать в авиационный институт. Получив высшее образование, трудился в оборонном конструкторском бюро «Молния», пока в 91-м, в перестроечные времена, инженеров не отправили в неоплачиваемые отпуска. Как многим знакомым, пришлось перестроить мышление - открыл фирму, варил гаражи, двери железные. В 1993 году ушел в сельское хозяйство, пройдя путь от инженера-энергетика до начальника участка мелиорации Уфимского района и так далее.

В педагогику впервые пришел в 2006 году, когда стали подрастать дочери, а кружков для их развития в Подымалово (где сейчас живет) не было.

– Я решил восполнить этот пробел: попросил разрешить мне заниматься с детьми в школе, и администрация Уфимского района дала добро. Начал вести сразу четыре кружка: танцевальный, театральный, ИЗО-студию, туристический. Ребята посещали их с удовольствием и дополнительно попросили добавить направление брейк-данс. Мне, без всякого сомнения, нравилось заниматься с детьми, но из-за низкой зарплаты пришлось оставить педагогику, опять уйдя в производственное направление. Но в 2014 году случайно встретил классного руководителя старшей дочери, предложившую вернуться к занятиям с детьми. Тогда устроился педагогом в Станцию юных натуралистов Уфимского райна. Но ее закрыли через год. Так оказался в «Парусе».

– Поделитесь секретом, как вырастить из обыкновенного ребенка гения? Или вы принимаете только подающих надежды?
- Наше объединение открыто для всех детей, начиная с первого класса. Однако к 8-9 классу из-за загруженности в основной школе, к сожалению, дети перестают заниматься.

Я уже много лет работаю по собственной программе, позволяющей детям подготовиться к быстро меняющейся жизни и развить их интеллектуальные способности. Еще до 2014 г. мне довелось познакомиться с академиком Алексеем Савиным, руководителем Государственной программы по исследованию феноменальных способностей человека. Но в 2003 году Госпрограмму закрыли, а методике по активизации интеллектуальных ресурсов личности, которую разработали в ее рамках больше 100 научных учреждений, весь цвет советской науки, А.Ю. Савин стал обучать на своих занятиях. Обучившись у него и, используя имеющийся личный жизненный опыт, я составил свою программу, назвав ее «Самоцветы России».

– Как проходят ваши занятия?

В сентябре, когда еще погода теплая, занимаемся на улице туристическим направлением. Учимся вязать узлы, преодолевать переправы, ставить палатку, переносить пострадавшего. Чем хорошо это направление? Тут нет жестких требований к состоянию здоровья ребенка, а приобретенные навыки пригодятся им в походах на природу.

В октябре приступаем к основам изобразительного искусства. Сначала рисуем на листе бумаги, знакомясь с основными правилами рисунка. После чего садимся за компьютер и рисуем уже с помощью программы. Завершаем рисование созданием простейших мультфильмов.

Следующее по очереди - театральное направление.

Отрабатываем дикцию, учимся преодолевать детские страхи. Например, - орем во весь голос скороговорки. Заканчиваем этот блок импровизированными спектаклями: в них нет заранее составленного сценария, каждый ребенок с ходу придумывает свою часть сказки, что эффективно развивает живость ума.

После этого выпускаем стенгазеты.

Дальше -модуль общего развития, в нем шашки и шахматы, основы мнемотехники (запоминание больших информационных рядов). Для старших – занятия на активизацию интеллектуальных ресурсов, на которых дети начинают, например, писать стихи.
Затем приступаем к технической направленности: делаем поделки, учимся пользоваться инструментами, собираем простейшие электрические схемы, осваиваем основы программирования.

Завершаем учебный год разработкой проектов, где полученные ранее умения применяются ребятам при их создании.

– Какие темы проектов превалируют?

– Мы ориентируемся на Всероссийскую конференцию юных техников и изобретателей в Государственной Думе. Там самые разные направления: и экология, и медицина, и физика с химией. Я не сторонник навязывать темы, рекомендую ребятам выбрать ту сферу, которая в настоящее время им близка. К примеру, одна из учениц заявила, что их квартиру затопили соседи сверху, и мы стали размышлять, как сделать так, чтобы обезопасить ее от потопов.

Другая призналась, что приходится возвращаться домой по темной улице: перегорели фонари освещения. Как быть? Нужно придумать, как поменять на столбе перегоревшую лампочку!

Идей и проектов много. Я помогаю ребятам правильно их оформить, используя все полученные ими на занятиях умения.
С теми, кто уже много лет занимается в объединении, переходим к подготовке бизнес-проекта со всеми разделами. К концу этого учебного года, например, у нас 6 таких готовых бизнес-проектов получилось.

– Удается ли реализовать их?

– Стремимся к этому, но это не в наших силах. Например, был проект, который тянет на уровень мировой новизны. С его автором Камилем Насыровым (сейчас учится в УУНиТ), задались вопросом, как сделать так, чтобы частный дом не пострадал во время паводка. И решили построить «Всплывающий дом». Просчитали, во сколько обойдется бюджету строительство поселка на 100 таких домов, оказалось, что намного меньше стоимости средств, выделяемых для компенсации пострадавшим от наводнений. Данный проект победил на Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе, а Камиль получил в награду путевку в Артек, позже - стал обладателем гранта Президента России за достижения.

Мария НИКОЛАЕВА.


Ленинский район
Образование
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA