Информация для граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы

Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности.
Информация для граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы

Конфликт интересов во многом определяет суть коррупционных действий. От выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов во многом зависит вся эффективность антикоррупционной политики.

Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции») конфликт интересов на государственной и муниципальной службе определяет как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда их правам и законным интересам.

Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества:

1) самим служащим (например, служащий обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции. Имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний);

2) близкими родственниками служащего, к которым относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей (например, служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность - его сын. Возникает личная заинтересованность, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами);

3) организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (например, ситуация, когда родственники муниципального служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, является примером принятия муниципальным служащим кадровых решений в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана его личная заинтересованность).

К случаям возникновения личной заинтересованности можно отнести ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья служащего, его родственников.

Таким образом, любая заинтересованность, связанная с получением выгоды или преимущества может вызвать конфликт интересов.

Можно выделить и другие «области регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

- выполнение иной оплачиваемой работы;

- получение подарков и услуг;

- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы;

- явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград и поощрений от иностранных государств и др.).

Обязанность государственных гражданских и муниципальных служащих принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов предусмотрена п. 1 ч. 3 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции».

В частности, служащий обязан:

1) сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Для этого необходимо направить представителю нанимателя соответствующее уведомление в письменном виде.

2) при необходимости осуществить самоотвод. Представляется, что самоотвод может быть заявлен, например, если служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов - его родственник;

3) отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов. Например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера.

4) передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.

Представитель нанимателя тоже обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к такому конфликту.

В частности, он обязан:

1) изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей. Такое изменение может состоять как в исключении соответствующих функций из должностных обязанностей служащего, так и в отстранении его от замещаемой должности.

2) направить представление о возникновении у служащего конфликта интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.


Правовые вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA