Из печати известны факты, свидетельствующие о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодѐжи, школьников и студентов. Есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм и расизм, иногда в крайних формах. Несмотря на официальные запреты, встречается пропаганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия. С этим необходимо постоянно и действенно бороться.
Исследования социологов показывают, что молодѐжь, в сравнении с другими группами населения, наиболее этноцентрична, т. е. порой проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм. Учѐные фиксируют, что к настоящему времени среди некоторой части молодѐжи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощѐнно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет
принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодѐжи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.
В национальном сознании школьников и студентов, молодѐжных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». В такой среде делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах «чужаки», которых надо изгнать. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятельство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по формированию культуры межнационального общения. Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются как атавизм с первобытных времѐн. Это эмоционально окрашенное, оценочное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами.
Что может ответить теория и методика воспитания молодого поколения на этот актуальный вызов общества и молодѐжной среды, в частности? Во- первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый гражданин, любой работник системы образования должен давать пример положительного (в отличие от негативного, шовинистического) национального самосознания. Особенно педагоги в образовательных учреждениях должны исповедовать и демонстрировать национальную гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно придерживаться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, развитым миром. Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы воспитания, в том числе формирования культуры межнационального общения есть в специальной литературе.
В нашей стране разработана Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. В ней говорится о том, что в современных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов усиливают связи людей разных национальностей и конфессий, их работа, учѐба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной работы по формированию у детей, молодѐжи, всех граждан культуры межнационального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В
Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. Как задачи формирования культуры межнационального общения можно привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:
- уважение к человеческому достоинству;
- проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжелательность, терпимость, великодушие;
- чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними;
- уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;
- потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;
- умение управлять своим поведением, своими потребностями, сочетая их с интересами окружающих;
- стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.
В современных условиях широкое развитие получает концепция поликультурного воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация еѐ идей направлена на создание такой атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, понимал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры других народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит молодых людей к пониманию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?