Все налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе.
Таким образом, налогоплательщику, прежде чем обратиться в суд с заявлением об обжаловании акта налогового органа ненормативного характера или действий (бездействия) его должностного лица, необходимо пройти процедуру досудебного обжалования.
Обращаем внимание, что налогоплательщики зачастую нарушают порядок подачи жалобы, а именно, представляют жалобу в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России по Республике Башкортостан напрямую. Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст. 139 НК РФ жалоба или апелляционная жалоба подается через налоговый орган, чей ненормативный акт, действия либо бездействие должностных лиц обжалует заявитель. Указанный налоговый орган в течение трех дней должен направить саму жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган.
Кроме того, установлено право налогоплательщика подать жалобу (апелляционную жалобу) не только на бумажном носителе, но и в электронной форме - через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Разрешается выбрать, каким способом должно быть отправлено решение по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с приказом ФНС России от 05.08.2020 №ЕД-7-9/534@ введено в промышленную эксплуатацию прикладное программное обеспечение АИС «Налог-3», реализующее автоматизацию технологического процесса «Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками (заинтересованными лицами) по жалобам (апелляционным жалобам) на акты налоговых органов ненормативного характера, на действия (бездействие) должностных лиц налоговых (регистрирующих) органов» в части приема и обработки жалоб (апелляционных жалоб), поступивших в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, и отправки решения по жалобе (апелляционной жалобе) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), в составе компонентов АИС «Налог-3».
В этой связи в целях популяризации возможности подачи лицом, нарушение прав которого обжалуется, жалобы (апелляционной жалобы) и получения по ней решения (иных документов), образующихся в ходе досудебного урегулирования споров по ТКС, сообщаем о необходимости представления жалоб (апелляционных жалоб) по ТКС по форме и форматам, установленным приказом ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/645@ «Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме».
Необходимо отметить, что в связи с переходом с 1 января 2017 года в ведение Федеральной налоговой службы Российской Федерации администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование налоговые споры по указанным платежам также подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе.
Практика на сегодняшний день показывает, что досудебная процедура расширяет возможности налогоплательщиков в реализации своих прав, снижает судебные издержки и ускоряет разрешение налогового спора.
Межрайонная ИФНС России №31 по Республике Башкортостан старший государственный налоговый инспектор правового отдела Г.Д. Арсланова
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?