Перспектива Парфенона и не только (продолжение)

О неповторимой атмосфере Черниковки рассказывает почетный архитектор России Валерий Сафаров (продолжение).
Перспектива Парфенона и не только (продолжение)

О неповторимой атмосфере Черниковки рассказывает почетный архитектор России Валерий Сафаров (продолжение).

- Вы были лично знакомы с первым и единственным главным архитектором Черниковки - Маргаритой Куприяновой…

- После окончания Московского архитектурного института я принял решение остаться в Уфе и был распределен в головной проектный институт «Башкиргражданпроект». Здесь и состоялось наше знакомство: Маргарита Николаевна возглавляла планировочную мастерскую, куда меня направили. Мы  разрабатывали проекты планировки многих городов республики - Мелеуза, Стерлитамака, Бирска. Несмотря на должность и заслуги, общаться с ней было легко и приятно, и я узнал от нее немало интересного о родном районе.
В 1944 году Сталинский район стал отдельным городом Черниковском, в 1948-м он получил свой генплан, разработанный институтом «Ленгипрогор», предусматривавший развитие на 20 лет. Воплощать его в жизнь поручили 30-летней Маргарите Куприяновой.

- Со строительством восьмиэтажек связано немало легенд…

- В ноябре 1955 года, когда вышло печально известное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», запрещавшее, кроме всего прочего, строить здания выше пятиэтажных, одна была уже построена, а у второй как раз было возведено пять этажей. Маргарита Николаевна собрала внеочередное совещание глав строительных трестов и спросила: «Сможете ли вы возвести этаж за одну ночь?» И это было сделано! После чего она направила начальству письмо, спрашивая разрешения довести строительство до конца. Играла с огнем, - но только благодаря вот такому отношению к делу и появился ансамбль, которым мы любуемся сегодня.

И, конечно, прозорливо поступили и власти, и проектировщики, расположив в Черниковке нефтяной институт. Без него это был бы просто спальный район, обслуживающий заводы и фабрики. Так вот, ленинградские архитекторы настаивали на том, чтобы поставить его главное здание в начале улицы Космонавтов - там, где сегодня стоит памятник погибшим в локальных войнах. Это Куприянова настояла на том, чтобы не загораживать перспективу и вписать его в улицу. Она же распорядилась засадить деревьями западный склон Черниковской горы, озеленение которого генпланом предусмотрено не было, за что и получила выговор.

Были разногласия и насчет места расположения Дворца культуры им. Орджоникидзе: первоначально его располагали посреди сегодняшнего сквера, однако по просьбе Куприяновой перенесли выше. Если подниматься по Первомайской, дворцовый ансамбль то пропадает из виду, то появляется вновь, замыкая перспективу улицы. Кстати, точно так же меняется перспектива Парфенона в Афинах.

Наконец, улица Архитектурная есть не в каждом городе. Это название ей дала тоже Маргарита Николаевна. Обратите внимание на площадь на пересечении Первомайской и бульвара по улице Свободы: она обладает теми же пропорциями, что и Советская площадь. Наверное, здесь - в геометрическом центре Черниковска - возвели бы собственное здание Горсовета. Оттуда по бульвару можно было бы дойти до железнодорожного вокзала, тоже решенного в классическом стиле. А там, где в дореволюционное время находилась деревня Дежнево и большая пристань для катеров и пассажирских пароходов, появился бы красивый речной вокзал.

Но и без всего этого бывший социалистический город не потерял своего образа и очарования. Во всяком случае, пока.


Орджоникидзевский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA