КАЛИНИНСКОМУ РАЙОНУ - 70 ЛЕТ. ИСТОРИЯ БУЛЬВАРА БАЛАНДИНА

Бульвар протяженностью почти 2 километра в микрорайоне Инорс Калининского района города Уфы. Свое имя бульвар получил благодаря обращению коллектива УМПО с 29 октября 1997 в результате объединением проездов № 1 и №2, а так же магистрали № 1 в один географический объект. Несмотря на большую протяженность и историю улицы, первый дом с адресом «бульвар Баландина» появился только в сентябре 2011г.
КАЛИНИНСКОМУ РАЙОНУ - 70 ЛЕТ. ИСТОРИЯ БУЛЬВАРА БАЛАНДИНА

Уфимский моторостроительный завод был построен в годы первых пятилеток для производства комбайновых моторов. Перед Великой Отечественной войной здесь же началось освоение авиамоторов. В декабре 1941 года в Уфу был эвакуирован Рыбинский авиамоторный завод, который с конца 20-х годов выпускал двигатели для истребителей и легких бомбардировщиков. Оба завода были слиты в один коллектив. В эту же «упряжку» включились еще два эвакуированных ленинградских моторостроительных завода и один подмосковный. Возглавил это мощное объединение хорошо известный старшему поколению хозяйственный руководитель Василий Петрович Баландин, бывший в то время заместителем наркома авиационной промышленности СССР. «Под открытым небом срочно делали черновые полы, - вспоминал он, - и станки расставляли по плану будущих цехов. Самолетами по рекам Каме, Белой и Уфе разыскивали, где вмерзли баржи с оборудованием заводов, и с неимоверными трудностями вывозили его автомашинами, чтобы закрыть пробелы в линиях цехов. Прибывшие из Рыбинска заделы позволили нам сразу приступить к сборке и испытанию моторов».

Сам Баландин вдохновлял личным примером. Ветеран труда Б. Горностаев пишет: «Работа на УМЗ шла напряженно, то и дело возникали непредвиденные трудности. Например, ТЭЦ, не имея запаса угля, работала с колес. Однажды ночью прибыли вагоны со смерзшимся углем. Лопаты его не брали, разгрузочные бригады растерялись. Директор приехал на эстакаду, взял лом и лопату и, ничего не говоря, забрался в вагон. Он крошил глыбы угля вместе с рабочими и ушел лишь тогда, когда опустел последний вагон».

К концу 1941 года было сооружено 11 производственных корпусов, 127 домов и бараков, 2 палаточных лагеря. В них разместилось 6 600 человек. В 1942 году выпуск моторов значительно превысил уровень 1941 года и нарастал во все годы войны. Коллектив завода, возглавляемый В. П. Баландиным, 23 раза завоевывал переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. 26 июля 1945 года «Правда» в передовой статье отметила, что Уфимский завод к началу мирного времени выпустил 97-тысячный мотор, назвав этот факт подвигом. «С моторами нашего завода, - подсчитал Б. Горностаев, - летало 60 процентов самолетов, выпущенных в военное время». Нельзя переоценить роль В. П. Баландина, государственного и хозяйственного деятеля, генерал-майора инженерно-авиационной службы. Вся его жизнь была связана с моторостроением.

Родился он в 1904 году в семье железнодорожника. Трудовую деятельность начал слесарем-сборщиком. В 1930 году окончил Московский институт железнодорожного транспорта. В 1936 году инженер-новатор внедрил у себя в сборочном цехе конвейерную сборку моторов. Таких конвейеров ранее в нашей стране не было. Накопленный опыт помог В. П. Баландину в организации поточного производства авиамоторов и в Уфе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1945 года завод был награжден орденом Красного Знамени, 299 его лучших работников были удостоены орденов и медалей СССР.

Директору завода Василию Петровичу Баландину и главному инженеру Петру Денисовичу Лаврентьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Умер В. П. Баландин в 1973 году. На одном из зданий бывшего моторо-строительного завода укреплена мемориальная доска с горельефом В. П. Баландина.

По материалам https://vk.com/oldufa


Калининский район
Административная деятельность
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA