Советский импрессионист: пейзажи Бориса Домашникова

В Выставочном зале «Ижад» (ул. Космонавтов, 22) развернулась ретроспективная выставка живописных работ Бориса Федоровича Домашникова, народного художника СССР, члена-корреспондента РАХ (1924-2003), из фондов Башкирского государственного музея имени М.В. Нестерова.
Советский импрессионист: пейзажи Бориса Домашникова

В четырех модулях экспозиционной «территории» представлены произведения разных лет, начиная с конца 1940-х годов и до начала нынешнего столетия. Это пейзажи, где царит природа, то притихшая под пасмурным небом, то залитая ласковым солнцем, то напитанная весенними соками. Это кривые деревенские улочки, дымки над трубами избушек и просторные площади столичных городов. Это, наконец, скалистые обрывы речных долин в отрогах Уральских гор, в которых трещины и слои горных пород рисуют профиль Урал-батыра, крылья Хумай, полет Акбузата, усмешку Шульгена.

Даже если художник пишет натюрморт, то за горшком с цветущей бегонией на подоконнике, все равно видны заснеженные деревья и редкие автомобили вдалеке. А на холстах, где изображены люди на весеннем гулянье среди сквозных берез, у стен бревенчатой избы с распахнутыми окнами, на первомайской демонстрации, все равно главенствуют небо, отблески солнца, кроны деревьев, древние стены и свет. Свет - вот слово, которое определяет доминанту его творчества, та тонкая игра света и тени, особенно заметная в зимних и весенних полотнах. Недаром друзья и коллеги называли его «советским импрессионистом».

Неспешно пролегает мой путь от первого модуля, где собраны самые значимые произведения прославленного живописца, через залы с его урбанистическими построениями и бельскими далями, впечатлениями от зарубежных поездок по Италии и Франции, нашему родному Уралу, от посещений Москвы, Ленинграда, Великого Новгорода, Пскова. Взгляд останавливается на высокой железнодорожной насыпи с вереницей вагонов электрички, площади Святого Марка в Венеции, куполах северных храмов, классических очертаниях петербургских зданий и снова возвращается к изображениям природы.

Больше всего тронула меня картина под простым названием «Вновь весна». Почти все пространство занято сплетением ветвей высоких, до самого неба, деревьев Зеленая дымка окутывает березы на первом плане, чернеют голые сучья дубов, а где-то там внизу - посеревшие от времени кресты деревенского погоста и красные звездочки над могилами наших солдат.


Орджоникидзевский район
Культура
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA