Сотрудники Башкортостанской пригородной пассажирской компании провели вечер памяти, посвященный Герою Советского Союза, Почетному железнодорожнику СССР В.П.Доброрезу.
Сотрудники Башкортостанской пригородной пассажирской компании провели вечер памяти, посвященный Герою Советского Союза, Почетному железнодорожнику СССР В.П.Доброрезу. Пятнадцать лет назад в Уфе, на доме № 37/1 по бульвару Ибрагимова, была открыта мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1975 - 1999 годах жил ветеран Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Доброрез Василий Павлович. 1917-1999гг.» Соседи по дому знали его много лет как внимательного человека, опытного садовода и страстного рыболова. А вот о подвигах на фронте и что жили рядом с Героем, знали не все: очень скромным человеком был Василий Павлович. Родился Доброрез 31 января 1917 года на станции Шуанчепу в Северной Маньчжурии (Китай), где на КВЖД (Китайско – Восточная железная дорога) работал стрелочником его отец Павел Доброрез. Когда семья в 1935 году переехала в Башкирию, сын пошел по стопам отца и устроился слесарем в Уфимское паровозное депо. Накануне войны – 5 июня 1941 года юношу призвали в Красную Армию. Стал Василий Доброрез сапером в звании старшего сержанта прошагал по фронтовым дорогам до рейхстага. Воевал храбро. Поэтому однополчане не удивились, когда перед штурмом Берлина командир батальона перед строем объявил о присвоении высокого звания Героя Советского Союза сержанту Василию Павловичу Доброрезу. Рассказывает председатель Совета войны и труда Башкирского региона Кбш ЖД Почетный железнодорожник СССР Леонид Андреевич Антонов: «Было это в ночь на 28 января 1945 года. Командир отдельного саперного батальона собрал командиров боевых групп саперов и поставил задачу сделать проходы в минном поле противника на левом берегу для продвижения танков и стрелковых батальонов. Задание было не из легких. Надо было переправиться через реку, что сделать было нелегко Противник на левом берегу построил не только мощные железобетонные укрепления, но и многочисленные посты наблюдения. Но приказ есть приказ. Поэтому с началом артподготовки группа старшего сержанта Доброреза начала переправляться через реку. Враг вел шквальный огонь. . Группа несла потери. И из тех, кому удалось переправиться, многие погибли уже на берегу. До минного поля добрались лишь сержанты Доброрез и два солдата . Храбрецам все-таки обеспечить проход танков, а за пошла пехота . В другом случае Доброрез со своим отделением устанавливал две рамные опоры на самом трудном и опасном участке – на фарватере реки. Лед был разбит артиллерийским огнем, плавсредства отсутствовали. Часть бойцов отделения выбыла из строя. Доброрез под сильным артиллерийским и минометным огнем противника первым бросился в ледяную воду и помог доставить рамы к месту установки. Этим подвигом он обеспечил досрочное окончание постройки моста, благодаря чему на левый берег реки Одер были переправлены войска и техника для закрепления захваченного плацдарма. Звание Героя Советского Союза В.П.Доброрезу присвоено 10 апреля 1945 года». Кроме Золотой Звезды Героя, Доброрез был награжден орденами Ленина, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Участвовал храбрый солдат и в Параде Победы в составе сводного полка I Украинского фронта. Сколько было таких ответственных заданий в военной судьбе железнодорожника! И каждое было связано с риском для жизни. Была вот такая история. Подразделение Доброреза в 1943 году срочно получило задание построить небольшой деревянный мостик для нашей пехоты. Сказано – сделано. И мост принял марширующие колонны. Но когда перед мостом появилось две «тридцать четверки», Доброрез бросился наперез: «Вы, что с ума сошли, он же не выдержит». Но лихой танкист не послушался, и, разогнавшись, провел боевую машину по мостику. Когда разворачивался, второй танк Доброрез просто спустился вниз и стал держать центральное бревно, служившее главной опорой моста. Рядом с командиром пристроились его саперы и проходивший мимо пехотный взвод. Задержись танк на мгновение, мост бы рухнул, а многотонная махина запросто погребла под собой 50 солдатских жизней. Вот так ковалась победа …. После войны Василий Павлович вновь возвратился в родной коллектив. Он работал инструктором политотдела, заместителем начальника военизированной охраны, затем инженером и старшим инженером одного из отделов отделения, где курировал работу пригородного пассажирского комплекса Башкирского отделения. Он очень редко носил свою Звезду Героя, одевал лишь когда надо было по высоким инстанциям походатайствовать по многочисленным обращениям и просьбам сослуживцев. Говорил так, «подсвечу» Звездой, помогу человеку с квартирой, лечением, лекарствами. И «подсвечивал», помогал. Один раз вытащил из тюрьмы молодого шофера, под чьим автомобилем погиб пьяный пешеход. Заставил провести повторную экспертизу дороги и машины, сам нашел очевидцев и доказал в суде, что вина водителя неадекватна 10 годам колонии. Его часто можно было встретить в Совете ветеранов войны и труда отделения дороги, буквально до последнего дня жизни. На своем дачном участке на остановочном пункте Пионерская собирал садовых мальчишек, учил их пилить, строгать, мастерить. Он жил для людей и остался в их памяти. Имя отважного фронтовика – железнодорожника сегодня носит Уфимская детская железная дорога.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?