Виктору Пегову - художнику и педагогу посвящается...

В выставочном зале «Ижад» до 24 ноября продлена выставка Виктора Николаевича Пегова (1938-2018) – Почетного гражданина Орджоникидзевского района, заслуженного работника культуры Российской Федерации и БАССР, члена Союза художников СССР, члена Творческого Союза художников России, обладателя Золотой медали «За вклад в отечественную культуру» Творческого Союза художников России, лауреата премии им. М.В. Нестерова (Нестеровской премии) IV Межрегиональной академической передвижной выставки-конкурса Российской академии художеств «Красные ворота/Против течения».

В выставочном зале «Ижад» до 24 ноября продлена выставка Виктора Николаевича Пегова (1938-2018) – Почетного гражданина Орджоникидзевского района, заслуженного работника культуры Российской Федерации и БАССР, члена Союза художников СССР, члена Творческого Союза художников России, обладателя Золотой медали «За вклад в отечественную культуру» Творческого Союза художников России, лауреата премии им. М.В. Нестерова (Нестеровской премии) IV Межрегиональной академической передвижной выставки-конкурса Российской академии художеств «Красные ворота/Против течения».

Экспозиция выставки, представляющая 49 произведений (в том числе, 12 – из фондов БГХМ им. М.В. Нестерова) приглашает зрителя познакомиться с его лирическими и психологическими портретами, предметными и цветочными композициями, лирико-эпическими пейзажами, а также тематическими картинами, решёнными в традициях реалистической живописи.

Открывают выставку автопортреты художника (1981, 1987), объединяющие живописную лепку головы, с широким массивным лбом, чёткой светотеневой разработкой лица и мудрым сосредоточенным взглядом, говорящие об активной творческой личности, за плечами которой непростая, но интересная судьба.

В камерных портретах художник мастерски передаёт выразительные черты дорогого ему человека и своего наставника в начале творческого пути («Мой дед» 1959, «Портрет Г.В. Огородова» 1973).

С особой теплотой написаны образы близких и дорогих художнику людей – матери, на чью долю выпало бремя трудных испытаний («Портрет матери. Солдатка», 1990), трогательны портреты молодой жены и их сына («Женский портрет» 1971, «Вова» 1970, «Становление» 1977).

На портретах Виктора Пегова – люди разных профессий, наделённые индивидуальными человеческими качествами («Портрет геофизика Смирнова» 1976 и «Портрет шофёра» 1979, 2012, «Портрет Героя социалистического труда И.Ш. Баязитова» и «Боец стройотряда» 1975, «Медсестра» 1970). По мнению живописца, всё, что живёт на земле, достойно изображения. Художник вводит своего героя в окружающую среду, в которой он живёт просто и органично, о чём повествуют детали быта, личное отношение автора.

В серии детских и женских образов, искренних, непосредственных, излучающих свет и доброту, автор продолжает традиции «фешинской», «тюлькинской», русской реалистической живописи («Девушка башкирка» 1968, «Выпускница» и «Девочка в синей кофточке» – 1969, «Молодуха» 1970, «Подружки» 1971, «Гузель» 1986, «Лиля» 1987, 2008). В них Виктор Николаевич, сумел достичь не только внешнего сходства, но и раскрыть психологию личности, создать настроение, конкретную ситуацию, мимолётный эпизод.

Виктор Николаевич относится к поколению людей, переживших трудное военное детство. На его памяти – пропавший без вести, а потом погибший на фронте отец. Посвящая ему одно из своих произведений «С лёгким паром» (1980-е), творческое воображение автора представляет родного человека в обычной житейской обстановке, живым и невредимым, смывшего с себя пыль фронтовых дорог.

Автобиографичны произведения художника, основанные на его детских воспоминаниях («Бабушкина печь» 1972, «Из моего детства» 2000–2005). Судьба женщин военного времени наиболее драматично отражена в картинах «Мать. Годы военные» (1984–1985) и «Тревожный сорок первый» (1983). Лаконичен и строг сюжет одной из них. Великая скорбь звучит в силуэте одиноко стоящей женщины перед широкой лентой просёлочной дороги, простирающейся к горизонту, с очертаниями грозной военной техники. Цветовая напряженность усиливает эмоциональный настрой произведения.
Неисчерпаемый оптимизм звучит в образе солдата-победителя в строгом вертикальном полотне «В родных местах» (1970).

Широко и смело работает живописец кистью в своих пленэрных пейзажах, представляя красоту природного мотива в небольшом эпизоде с «весенним двориком», озарённым золотистыми лучами полуденного солнца и развевающимся на ветру белоснежным бельём.

В картине «Верба распускается» (1972) автором живописно разделена грань между небом и землёй. Графический изгиб тонких ветвей вербы, с белоснежными всплесками цветения на фоне золотисто-охристого холма с неказистыми деревенскими избами и сине-фиолетового весеннего неба – позволяет передать трепетность и мятежность мотива.

В лирико-эпических пейзажах и камерных композициях, раскрывая неповторимую красоту природного мотива, посредством живописи, автор выражает искреннюю любовь к своей родине («Весенние тополя» 1983, «Вечерний звон» 1995, «Последний Первомай» 1990, 2008).

Широк и многообразен предметный мир на полотнах художника. Композиционное пространство в них ёмко и насыщено, присущая автору фактурность письма и светоносность живописи убедительно подчёркивают материал и объём форм («Натюрморт. Мёд» 1970, «Натюрморт с мельницей» 1980-е, «Сирень с автопортретом» 2011). Создавая натюрморт, художник не только тщательно выверяет его композицию, но и при помощи живописных средств подчёркивает фактуру камня-самоцвета, природную притягательность комнатного растения или лугового цветка («Натюрморт с камнями» «Кактусы» – 1972, «Васильки» 1970).

Историческому прошлому посвящены произведения художника, представляющие образ вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина и его жены, соратника по революционной партии Надежды Константиновны Крупской – их пребыванием в Уфе в феврале и июне 1900 года. Ленин возвращался после окончания сибирской ссылки, а Крупской нужно было пробыть в Уфе оставшийся срок – более года. В Уфе Н.К. Крупская со своей матерью Елизаветой Васильевной поселяется на втором этаже дома по улице Кирова, 20 (бывший дом вдовы статского советника Прасковьи Чоглоковой). Надежда Константиновна вспоминала: «Мы жили на углу Жандармской и Тюремной. Я не раз смеялась, говоря, что характернее для нашей жизни названия улиц не придумаешь…». Жили они скромно. По вечерам семейство Ульяновых-Крупских выбиралось на прогулки в Ушаковский парк (ныне - парк имени Ленина). Во время одной из таких прогулок художник запечатлел семейную чету на фоне старой Уфы.

Живописное полотно «М.И. Калинин в Иглино» (1983–1984) представляет советского партийного и государственного деятеля Михаила Ивановича Калинина в декабре 1923 года с революционной миссией прибывшего в Башкирию. В те времена он являлся первым лицом страны, «всесоюзным старостой», своего рода «крестьянским президентом», имевшего большой авторитет среди советского народа. Данная тема, не ограниченная какими-либо строгими рамками, даёт живописцу возможность глубже проникнуть в эпоху, прочувствовать личность, понять внутренний мир, и через пейзаж, интерьер раскрыть его зрителю.

Искусство Виктора Николаевича Пегова поистине народное, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы о выставке от земляков художника, его коллег, учеников. С восторгом и благодарностью прозвучали слова одного из посетителей: «…Это счастье вновь соприкоснуться с былыми идеалами, надеждами и величием ушедшей эпохи!».

Адрес: ул. Космонавтов, 22. Режим работы: вторник - пятница — 10.00 - 18.00, суббота — 12.00 - 20.00, воскресенье — 10.00 - 18.00, понедельник — выходной. Телефон для справок: 8 (347) 242-28-35


Орджоникидзевский район
Культура
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA