Железный Спатар

Продолжаем знакомить вас с героями рубрики, посвященной 100-летию Республики Башкортостан и 75-летию Демского района. 
 

Железный Спатар

В конце января исполнилось 100 лет со дня рождения начальника Башкирского отделения Куйбышевской дороги в 1963–1983 годах почётного железнодорожника Ивана Спатара.

В честь юбилея заслуженного земляка в Музее боевой и трудовой славы Башкирского территориального управления КбшЖД открыли посвящённую ему экспозицию, а в зале ожидания вокзала Уфа о жизни башкирского железнодорожника рассказывают стенды. Власти Уфы присвоили имя Спатара одной из улиц столицы. Ветераны КбшЖД возложили цветы к мемориальной доске на доме № 71 по улице Карла Маркса, где жил Иван Парфёнович, и рассказали, как он работал и сколько сделал для Башкирского отделения магистрали. 
«Иван Парфёнович – командир с большой буквы. Опытный движенец, грамотный инженер и прежде всего государственный человек. За 20 лет его руководства отделением в регионе была создана уникальная инфраструктура, которая и сегодня верой и правдой служит экономике и социальной сфере республики», – отметил председатель ветеранской организации Башкирского территориального управления КбшЖД Леонид Антонов. 
«В жизни это был очень скромный человек. Среди его близких друзей – машинист, поэт, мастер-путеец, директор школы, и все они прошли тяготы военного лихолетья. Четверть века Спатар был депутатом – представлял в Верховном cовете БАССР интересы железнодорожного Дёмского района Уфы», – рассказал сын железнодорожника, подполковник полиции в отставке Сергей Спатар. 

Иван Спатар родился в 1919 году в селе Загнитково Одесской области. Отучившись в школе, поступил в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, однако окончить вуз не успел – началась война. Вместе с бойцами Красной армии Спатар защищал Харьков. Студенты-железнодорожники под обстрелом восстанавливали пути, по которым из города вывозили раненых и детей. 

Учёбу Спатар заканчивал по ускоренной программе в Ташкенте. Сразу после выпуска молодых специалистов отправили на прифронтовые станции Сталинградского фронта. Так в 1942 году он возглавил одну из станций Волжской рокады. 

Нестандартные ситуации в военной неразберихе возникали часто. Однажды станция должна была пропустить литерные эшелоны с военной техникой, но пути были заняты грузовыми вагонами. Маневровая работа по «растаскиванию» этих составов заняла бы несколько суток. Молодой начальник станции принял волевое решение: сцепкой из четырёх мощных паровозов несколько эшелонов с порожняком, углем и лесом сбросили с путей, чтобы освободить путь. 

После войны Иван Спатар оказался на Южно-Уральской дороге, где руководил станциями Кувандык, Бузулук, Орск. В 1956 году окончил Академию железнодорожного транспорта МПС СССР и был назначен начальником Абдулинского отделения Куйбышевской магистрали, затем стал главным инженером КбшЖД. 

В 1963 году Спатар возглавил Башкирское отделение КбшЖД. За два десятилетия под его руководством отделение вошло в число самых передовых на сети дорог. Была введена электрифицированная линия Белорецк – Карламан протяжённостью свыше 200 км, прозванная Башкирским БАМом, электрифицировали и другие участки пути, более 200 км были оснащены автоблокировкой. Было реконструировано локомотивное депо Дёма, введена в строй новая промывочно-пропарочная станция Аллагуват, начато строительство Южного железнодорожного обхода Уфы, запущен фирменный поезд «Башкирия», построен вокзал Уфа. Ежесуточно Башкирское отделение обслуживало более 100 пар пассажирских и грузовых поездов. Было организовано пригородное железнодорожное сообщение, ежегодно перевозившее миллионы пассажиров. В городах и посёлках республики возводились железнодорожные микрорайоны. 

В начале 1960-х годов Спатар нашёл выход из непростой ситуации. В Уфу приехал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв. Завершив дела, на перроне вокзала руководитель страны попрощался с местной номенклатурой, поднялся в вагон-салон и махал из окна провожающим. Вдруг напротив хрущёвского вагона на соседнем пути остановился маневровый локомотив. Хрущёв махнул рукой и молодому машинисту, а тот стал махать ему в ответ и кричать: «Да здравствует Никита Сергеевич!» Время шло, состав стоит, и никто не может понять, что происходит. 
«Иван Парфёнович влетел в кабину машиниста маневрового и понял, что парень вошёл в ступор и, уже ничего не соображая, махал хохочущему Хрущёву, – рассказал Сергей Спатар. – Отец аккуратно оттеснил машиниста и, тоже махая генсеку, спокойно отвёл маневровый локомотив. Самое смешное, что бедолага-машинист ещё 40 минут махал рукой, пока в него не влили дозу спирта». 

Кроме железной дороги, у Ивана Спатара было одно увлечение – книги. Он привозил их из каж-дой командировки и собрал большую библиотеку, знал наизусть много стихов Расула Гамзатова, дружил с башкирским поэтом Мустаем Каримом, который уважительно называл его Железным Спатаром. 

Заслуги Ивана Спатара отмечены двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, 12 медалями. 
 

Дмитрий Попов, соб. корр. «Гудка» 


Демский район
Социальные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA