В Уфе развивается навигационно-информационная система мониторинга транспортных средств

Городская навигационно-информационная система мониторинга транспортных средств (Городская НИС) входит в муниципальную информационную систему городского округа город Уфа. Единый центр мониторинга транспорта, монтаж и сервис оборудования ГЛОНАСС действует на базе МУП «Уфагортранс». Подробнее о ней на очередном оперативном совещании в муниципалитете 12 декабря 2017 года рассказал директор МУП «Уфагортранс» Владислав Крысин.

Городская навигационно-информационная система мониторинга транспортных средств (Городская НИС) входит в муниципальную информационную систему городского округа город Уфа. Единый центр мониторинга транспорта, монтаж и сервис оборудования ГЛОНАСС действует на базе МУП «Уфагортранс». Подробнее о ней на очередном оперативном совещании в муниципалитете 12 декабря 2017 года рассказал директор МУП «Уфагортранс» Владислав Крысин.

Серверное оборудование и программное обеспечение имеет возможность осуществлять мониторинг и обработку информации одновременно с 10 000 транспортных средств, включая городской пассажирский транспорт, школьные автобусы, коммунальную технику и прочий транспорт предприятий города.

Городская НИС включает в себя следующие модули: система мониторинга, диспетчерская пассажирского транспорта и диспетчерская коммунального транспорта. Современная система спутникового мониторинга позволяет конечным пользователям осуществлять контроль их объектов, наблюдая за местонахождением и их передвижением, формировать отчеты по пробегу, получать изображения с подключенных видеокамер, формировать отчеты по данным датчиков «пассажиропотока».

В используемой системе мониторинга имеется мобильный клиент – это приложение, которое в упрощенном интерфейсе позволяет использовать базовые возможности системы мониторинга. Данное приложение позволяет ответственным сотрудникам и руководителям в онлайн режиме со своего мобильного телефона отслеживать работу любого транспортного средства своего предприятия, подключенного к Городской НИС.

Силами МУП «Уфагортранс» разработано программное обеспечение на платформе 1С «Диспетчерская пассажирского транспорта», которое позволяет выполнять задачи по контролю, организации и планированию пассажирских перевозок, и позволяет формировать ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.

В модуле пассажирских перевозок реализована подсистема «Электронный реестр маршрутов», которая позволяет организовать в соответствии с законодательством о пассажирских перевозках ведение электронного реестра остановок, где собрана вся информация по каждому остановочному пункту, и реестра маршрутов. В реестре маршрутов имеется возможность отображения траектории движения по маршруту, включая характеристики дорог, наименования улиц по маршруту, подробное описание остановочных пунктов с координатами остановки, фотографиями, информацией о наличии павильона, освещения и дорожных знаков.

Программа «Электронный реестр маршрутов» позволяет формировать следующие документы, необходимые для осуществления пассажирских перевозок: паспорт маршрута и его схема. Данные этого реестра используются для формирования КСОТ (комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом в Уфимской агломерации) и предоставления данных для подготовки документов по программе БКД (Безопасные и качественные дороги) Уфимской агломерации.

Следующий элемент модуля пассажирских перевозок – расписание маршрутизированного транспорта, в котором осуществляется непосредственный расчет расписания. Исходные данные для программного модуля составления расписания собираются при изучении пассажиропотока, которое регулярно проводится специалистами МУП «Уфагортранс».

При изучении пассажиропотока проводится мониторинг пассажирских перевозок во всех микрорайонах города с помощью счетчиков на выездах из микрорайона. Также мониторинг пассажиропотока осуществляется на пассажирообразующих остановках общественного транспорта. Так, для заполнения информационной базы системы и разработки предложений об усовершенствовании маршрутной сети города в 2017 году специалистами МУП «Уфагортранс» проведена работа по изучению пассажиропотока путем опроса и анкетирования населения в часы пик на основных остановках общественного транспорта.

По результатам изучения пассажиропотока сформирована матрица перемещения пассажиров на основе системы транспортного разделения города на транспортные районы. Система транспортного разделения включает 433 района.

Специалисты предприятия непрерывно взаимодействуют с разработчиками мобильных приложений по интеграции данных Городской НИС в их приложения. Результаты успешного взаимодействия достигнуты с разработчиками таких приложений, как Яндекс.Транспорт, CityBus, BusTime, ДорогаТВ. С помощью этих систем данные диспетчерской пассажирского транспорта Городской НИС используются в мобильных приложениях для информирования населения о движении общественного транспорта.

Ведется планомерная работа по подключению транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, к диспетчерской пассажирского транспорта Городской НИС.

На данный момент обеспечена полная организационная и техническая готовность подключения всех транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки на территории ГО г. Уфа, к Городской НИС, подчеркнул Владислав Крысин.

Следующий важный модуль «Диспетчерская коммунального транспорта», которая позволяет вести непрерывный автоматический сбор навигационной информации о местоположении транспортных средств, автоматическое обнаружение и формирование в «горячих окнах» диспетчерской программы информации обо всех отклонениях в работе транспортных средств от запланированных параметров транспортного процесса, проводить управляющие воздействия диспетчера по регулированию транспортных процессов (переключения на другой маршрут или объект, оформление сходов по причинам и восстановление контроля движения, изменение наряда и т.д.).

Специалисты Уфагортранса проводят обучение диспетчеров предприятий, подключенных к Городской НИС. Кроме того, за каждым предприятием, транспорт которого подключен к этой системе, закреплен диспетчер Уфагортранса для оперативного взаимодействия. 

К Городской НИС подключены все школьные автобусы, находящихся на балансе муниципальных организаций города.  В городском Управлении образования организовано автоматизированное рабочее место анализа работы школьных автобусов. Система позволяет в автоматическом режиме тарировать все нарушения при вождении с градацией по степени опасности. В основу расчета ложатся показатели превышения скорости, резкого ускорения, торможения и поворота.

Анализ этих данных позволяет получить общую оценку качества вождения автомобиля за любой промежуток времени и за каждую поездку в отдельности, а также изучить общую информацию по всем автомобилям. Система также позволяет назначить балы за каждое нарушение с градацией по степени опасности. Например, умеренное превышение скорости – 100 баллов, сильное превышение скорости – 500 баллов, опасное превышение скорости – 1000 баллов. Это функционал можно также использовать для анализа качества вождения пассажирских автобусов.

Городская НИС позволяет в качестве источника данных использовать геолокационные данные мобильных устройств. Данные мобильных устройств, подключенных к Гордской НИС позволяют отслеживать и хранить все перемещения сотрудников (например, работников коммунальных служб, интженерно-технический персонал) и контролировать выполнение запланированных работ на удаленных объектах (например, дистанционный контроль уборки территорий дворниками. Также возможны получение моментальных уведомлений о посещении сотрудниками объектов и геозон, формирование аналитических отчетов о перемещении сотрудников.

Расширение возможностей Городской НИС, формирование баз данных и географических объектов Уфы, массовое подключение транспортных средств различного назначения и подключение оборудования транспортной инфраструктуры и телекоммуникационных устройств позволит в дальнейшем сформировать единую интеллектуальную транспортную систему и развить на базе МУП «Уфагортранс» центр организации дорожного движения.

Глава Администрации ГО город Уфа Ирек Ялалов в ходе обсуждения представленной информации поставил задачу охватить действием этой системы всю коммунальную технику города и общественный транспорт. Он подчеркнул, что внедрение этой системы уже позволило сократить затраты на ГСМ в среднем на 30 процентов. Также была отмечена необходимость на случай объявления чрезвычайной ситуации включать в систему технику и транспортные средства ведомственных аварийно-спасетельных служб, к примеру, газовых служб и энергообеспечения. Кроме того, глава городской администрации предложил доработать интерфейс интерфейс программы – мобильное приложение для использования горожанами, которые с его помощью смогут получать информацию о работе транспорта.


Информационные технологии Транспорт
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA