Посетителей МФЦ проконсультировали по вопросам защиты прав потребителей

Состоялось очередное выездное мероприятие, организованное отделом по защите прав потребителей Социально-гуманитарного управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На этот раз потребителей консультировали на территории  Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. 

Состоялось очередное выездное мероприятие, организованное отделом по защите прав потребителей Социально-гуманитарного управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На этот раз потребителей консультировали на территории  Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Посетители МФЦ смогли узнать о своих правах и обязанностях при общении с продавцами, когда и как можно требовать у продавцом возврата денег за товар и задать интересующие вопросы.

Были затронуты наиболее волнующие потребителей вопросы.

Так, один из уфимцев обратился с вопросом об обоснованности списания банком  денежных средств с зарплатного банковского  счета потребителя в счет погашения кредита.

В соответствии cо ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации   (далее – ГК РФ)  по договору банковского счета списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.  Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

При этом следует учесть положения ст. 847 ГК РФ, в соответствии с которой от имени клиента по распоряжению денежными средствами на счете могут выступать лица, права которых удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета. Клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.

Согласно п. 2.9.1 «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденного Банком России 19.06.2012 № 383-П,  заранее данный акцепт плательщика может быть дан в договоре между банком плательщика и плательщиком и (или) в виде отдельного сообщения либо документа, в том числе заявления о заранее данном акцепте, составленного плательщиком в электронном виде или на бумажном носителе, с указанием суммы акцепта или порядка ее определения, сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять распоряжения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре. Заранее данный акцепт может быть дан в отношении одного или нескольких банковских счетов плательщика, одного или нескольких получателей средств, одного или нескольких распоряжений получателя средств. При наличии заранее данного акцепта плательщик вправе изменить его условия или отозвать заранее данный акцепт в порядке, установленном договором, до поступления распоряжения в банк плательщика.

На основании «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденного Банком России 19.06.2012 № 383-П, поступление заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика подтверждается плательщику банком плательщика не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика.

В случае отказа банка удовлетворить заявление потребителя   об отказе от акцепта, потребитель вправе, согласно общих положений ст. 11 ГК РФ, обратиться за судебной защитой нарушенных прав.

Многих потребителей интересовало, можно ли сдать непонравившийся товар и как это сделать.

Право потребителя на немотивированный возврат товара надлежащего качества и возврат уплаченных за него денег не предусмотрено. То есть, у продавца нет обязанности принять купленный вами товар надлежащего качества и вернуть деньги просто потому, что вы передумали его приобретать.

Но вы можете обменять товары многих видов надлежащего качества на аналогичные товары у продавца, у которого они были приобретены, если указанные товары не подошли по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки (п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Вернуть товар надлежащего качества продавцу и потребовать возврата уплаченных денег вы вправе только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения за обменом (п. 2 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Чтобы вернуть товар надлежащего качества, учитывая вышесказанное, в первую очередь необходимо удостовериться, что покупка не входит в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). К таким товарам, например, относятся продовольственные товары; лекарства; автомобили, мотороллеры; электроника, бытовая техника и др.

Далее следует убедиться, что с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара (абз. 2 п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1), товар не имеет следов употребления, сохранен его товарный вид, а также фабричная упаковка, ярлыки, бирки и т.п. (абз. 3 п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1) и аналогичный товар отсутствует в продаже на день вашего обращения к продавцу (п. 2 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Обратитесь к продавцу с заявлением о возврате товара. При возврате товара в заявлении необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, адрес, телефон; наименование товара в соответствии с паспортом товара, документом об оплате товара; причину отказа от исполнения договора купли-продажи товара (возврата товара) (товар вам не подошел, а замена товара невозможна ввиду отсутствия необходимого аналогичного товара у продавца в день обращения с соответствующим заявлением); требование возвратить денежные средства, уплаченные вами за товар; способ возврата денежных средств (наличными в кассе продавца либо путем перечисления на счет покупателя, если товар оплачен по безналичному расчету (например, банковской картой). Приложите к заявлению документ, подтверждающий оплату товара.

Письменное заявление, содержащее указанные выше данные, необходимо передать продавцу вместе с товаром, который вы хотите вернуть. На втором экземпляре заявления (который должен остаться у вас) лицо, получившее заявление, должно проставить свою подпись, указать свои фамилию, имя, отчество, должность либо отношение к продавцу, а также дату принятия претензии. На заявлении может быть проставлен штамп либо печать, если претензия предъявлена к организации.

О передаче товара составляется акт приема-передачи, в котором указывается точное наименование товара с описанием его состояния.

В течение трех дней с даты возврата товара продавцу и подачи заявления о возврате денежных средств, уплаченных за товар, продавец обязан вернуть вам денежные средства (п. 2 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Что делать, если утерян кассовый чек и продавец отказывается принять товар ненадлежащего качества?

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Федерального Закона «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Еще один вопрос, который волнует жителей Уфы, что делать, если квартиру затопили соседи?

Незамедлительно (по телефону) и дополнительно в письменной форме пригласить представителя Управляющей компании (УЖХ) или членов правления вашего ТСЖ, чтобы в вашем присутствии составить акт по факту нанесенного ущерба. Акт составляется в произвольной форме комиссией, в которую следует включить:

- собственника затопленной квартиры либо его представителя;

- собственника либо владельца квартиры (например, нанимателя квартиры), из которой произошло затопление (протекание);

- представителей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом (Привлекать для составления акта о затоплении квартиры любую иную управляющую организацию нельзя!).

В акте указывается:

- место и площадь затопления и причиненные им повреждения потолка, стен, пола;

- детальный перечень и степень иного поврежденного имущества (мебель, бытовая техника и т.д.);

- причина затопления.

Составляющая акт комиссия не должна определять стоимость ущерба. Её дело — зафиксировать ущерб с подробным описанием каждого наименования поврежденного имущества.

Далее необходимо оценить ущерб в денежном выражении, желательно пригласить представителей фирмы, производящей оценку нанесенного ущерба, можно и подрядную организацию, которая составит смету ремонтных работ. Стоимость недавно проведенного ремонта вы можете подтвердить сохранившимися чеками, сметами, накладными.

Если виновное лицо в добровольном порядке согласно возместить причиненный ущерб, то следует письменно зафиксировать достигнутые договоренности. В противном случае необходимо предъявить претензию в письменном виде соседу, который вас затопил и, при наличии их вины, домоуправлению (ТСЖ, управляющая компания, ЖСК).

Имея на руках акт по факту нанесенного ущерба, смету ремонтных работ, чеки на испорченное имущество, подтверждающие покупку обоев, дверей и т.д., можно обратиться в суд. Если размер ущерба составляет менее 50 000 рублей, то иск необходимо подавать мировому судье, если более — в районный суд.

Наряду с ущербом пострадавшее лицо может потребовать с виновного компенсацию морального вреда и судебные расходы, к которым в частности относятся расходы на оплату услуг юристов, представляющих интересы истца в судебном разбирательстве.

Уважаемые жители столицы и гости! В рабочие дни Вы всегда можете проконсультироваться со специалистами  по указанным ниже телефонам или записаться к ним на прием в отдел по защите прав потребителей Администрации ГО г. Уфа (г. Уфа, проспект Октября, 114/1, каб.4), тел. (347) 235-99-45, 237-23-04, 263-01-26.


Социальная поддержка населения Социальные вопросы Защита прав потребителей
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA