Экспозиция рассказывает о судьбе легендарного советского железнодорожника, на протяжении двух десятилетий возглавлявшего 45-тысячный коллектив Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги Министерства путей сообщения Союза ССР, одного из крупнейших в стране. “Мой друг, мой железный Спатар”, - называл своего товарища народный поэт Башкортостана Мустай Карим. Первую, по-настоящему боевую награду Иван Спатар получил в 1942-м, тогда он освободил забитую вагонами станцию для прохода литерных эшелонов, перевозивших танки под Сталинград. Дорога была каждая минута. Когда стало ясно, что маневровая работа по “растаскиванию” составов займет несколько суток, молодой начальник станции принял единственное и, как оказалось, правильное решение: сцепкой из четырех мощных паровозов ФЭД он сбросил с путей несколько эшелонов с углем и лесом, позволяя таким образом пройти составам с военной техникой.
Иван Спатар родился 29 января 1919 года в селе Загнитково Кодымского района Винницкой области Украинской ССР. После средней школы поступил в Харьковский институт железнодорожного транспорта и окончил его. Работал начальником станций Кувандык, Бузулук, Орск. Во время Великой Отечественной войны за своевременную и четкую отправку воинских грузов был награжден рядом государственных наград. По окончании Академии железнодорожного транспорта МПС СССР в 1956-м назначен начальником Абдуллинского отделения Куйбышевской железной дороги, а затем - главным инженером Куйбышевской железной дороги.
В 1963 году Иван Парфенович Спатар был направлен МПС СССР в Башкирию для дальнейшего развития и совершенствования железнодорожного транспорта. За годы его деятельности объем работы Башкирского отделения вырос в два раза. Оно стало осуществлять больше половины всех грузовых перевозок и треть всей тонно-километровой работы на Куйбышевской железной дороге. Отделение превратилось в одно из самых высоко оснащенных на всей сети МПС.
Введена электрифицированная линия Белорецк - Карламан (башкирский БАМ) протяженностью свыше 200 километров, электрифицировались новые участки пути, более 200 километров оснащены автоблокировкой, произведена коренная реконструкция локомотивного депо Дема, вошла в строй новая промывочно-пропарочная станция Аллагуват, началось строительство Южного железнодорожного обхода столицы, стал курсировать фирменный поезд “Башкирия”, активно развивалось пригородное сообщение. В городах и поселках республики возводились железнодорожные микрорайоны. Было организовано эффективное пригородное железнодорожное сообщение, ежегодно перевозившее десятки тысяч пассажиров.
Умер Иван Парфенович Спатар в Уфе 29 декабря 1985 года. Почетный железнодорожник СССР Иван Спатар награжден двумя орденами Ленина (1966, 1976), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1981), 10 медалями. Четыре раза избирался депутатом Верховного Совета БАССР от Ухтомского избирательного округа (Демский район г.Уфы). В Уфе на стене жилого дома №71 по улице Карла Маркса, где жил легендарный железнодорожник, установлена мемориальная доска.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?