Ахат Салахов заменил в бою командира

Ахат Салахов встретил меня в прихожей, опираясь на палочку. Что поделаешь, ветерану Великой Отечественной войны в декабре исполнилось 92 года.

Ахат Салахов заменил в бою командира

Ахат Салахов встретил меня в прихожей, опираясь на палочку. Что поделаешь, ветерану Великой Отечественной войны в декабре исполнилось 92 года.

А тогда, в декабре 1941-го он был молод и полон сил. Успел окончить семилетку с похвальной грамотой и поступить в Белебеевское педагогическое училище. Но учить ребят ему не довелось. Его судьбу, как и жизни миллионов его соотечественников, резко поменяла война.

На фронт он ушел добровольцем в составе комсомольского лыжного взвода. Первый бой принял в составе 385-го отдельного батальона 16-го стрелкового полка. Западный фронт тогда проходил под Смоленском. Здесь у высоты Заячья гора и получил боевое крещение – был ранен в ногу крупнокалиберной пулей. В военном госпитале в Муроме солдат пробыл недолго. Пройдя обучение, Ахат Габдуллович, уже будучи старшиной, получил под свое начало расчет пулеметной роты. А после окончания курсов младшего начальствующего состава на его погонах заблестели звездочки лейтенанта.

Ветеран вспоминает, что особенно «жарко» пришлось при форсировании Десны. Многие части отстали, и передовым, вышедшим к реке, приходилось не просто. Наши саперы наводили плоты под непрестанным огнем вражеской артиллерии. Тем временем на западном берегу советские солдаты сумели создать плацдарм. Ахат Салахов вместе с другими пулеметчиками, прикрывал переправу. Многие из них были ранены, и командир заменил выбывшего из строя наводчика. Более того, сделав вылазку, сумели взять в плен двух гитлеровцев. Допросив, получили ценные сведения о боевой силе противника, расположении огневых точек и схеме траншей. К утру подтянули тяжелые минометы и под градом огня противник уступил – основные силы сумели переправиться, перевезя орудия и технику. В том бою молодой старшина получил второе ранение. После двух месяцев госпиталя был направлен на курсы усовершенствования командного состава в Подольск, после чего получил под свое начало роту противотанковых ружей. Вместе с ней в составе Третьего Белорусского фронта он прошел до Восточной Пруссии. Здесь преодолевая несколько рядов обороны, брали Кенигсберг.

Потери были велики, и когда был убит командир третьего батальона, Салахов не растерялся и, перебравшись в передовой окоп, взял на себя его обязанности. А за взятие особо укрепленного форта, стоявшего на безымянной высоте, он был награжден орденом Красной Звезды.

Победу встретил в Берлине. Но домой отправился не сразу. Пришлось послужить дежурным помощником коменданта Летцена, пока его не передали Польше. При демобилизации в 1946 году на его груди заблестел еще один орден – Отечественной войны второй степени.

Но и по окончании войны Родина нуждалась в его боевом опыте, знаниях и умении. В 1948 году был направлен на службу в органы госбезопасности. Отдал им 37 лет жизни, выйдя в отставку полковником.

Ахат Габдуллович никогда не любил сидеть дома. Потому и на пенсии продолжил служение обществу, в Совете по делам религии. Создал семью, вырастив сына и дочь. Рассказывая о тех огненных годах, говорит, что страшно было только в первом бою. Потом война стала привычной работой, и о смерти думать стало просто некогда. Наверное, потому и вернулся в родной Башкортостан пусть и с ранениями, но живой.


Кировский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA