«Давно минувшая война»

Альфина Кильдиярова, ученица 11 класса Башкирского лицея №136 им. М. Искужина, так рассуждает о Великой Отечественной войне: "В наше время мы нередко слышим слово "война". Странно: не вздрагиваем, не задумываемся. Потому что некогда? Или потому, что, ''все'' зная о войне, мы не знаем только одного – что это такое?"

«Давно минувшая война»

В наше время мы нередко слышим слово "война''. Странно: не вздрагиваем, не задумываемся. Потому что некогда? Или потому, что, ''все'' зная о войне, мы не знаем только одного – что это такое? Сейчас много ставят фильмов, где война, как в «детском» кино: стреляют, убивают... Я не спорю: это так и было, но ведь война - это прежде всего люди. Не вообще смерть, а смерть человека, не вообще ''страдание'', а страдание человека. Остановиться на секунду и подумать: такую, как я…, такого как я!

Я принадлежу к тому поколению, которое  воспитывается  на рассказах ветеранов-участников, фильмах о войне. В школе на уроках литературы мы читаем произведения русских писателей о войне.

Говоря об изображении войны в художественном тексте, нельзя не вспомнить  роман-эпопею Л.Н. Толстого ''Война и мир''. Мы прежде всего обращаем  внимание на толстовское отношение к войне. ''Началась война, - читаем мы на первой странице третьего тома романа, - то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие''. ''Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни'', - скажет потом Андрей Болконский. И он же скажет о войне, что это ''страшная необходимость''. И вместе с тем «Война и мир» - роман, написанный человеком, убежденным, что мир - ''единственное разумное, естественное состояние, отвечающее самой природе человека, его коренным устремлениям, смыслу и цели его пребывания на земле'', - это роман, прославляющий величие народной, освободительной войны.

Да, война в ''Войне и мире'' - это и ''госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями'', куда вместе с Николаем Ростовом приводит нас писатель; и палатка, в которую приносят раненого Андрея Болконского, палатка, в которой ''все, что он видел вокруг себя, сливалось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела''; это ''страшный вид поля сражения, покрытого трупами и раненными''; и трава, и земля, пропитанные кровью; это отчаяние Наташи Ростовой после гибели Андрея Болконского, и дикий крик графини Ростовой, узнавшей о смерти Пети; это пристреленный Платон Каратаев, и точно и страшно увиденное: ''...Петя тяжело упал на мертвую землю. Казаки видели, как быстро задергалась его рука и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась''

Много произведений  о  Великой Отечественной войне. Что же заставляет писателей вновь и вновь возвращаться к событиям военных лет? Почему военная тема остается в русской литературе одной из ключевых?  Василий Быков, писатель и фронтовик,  не раз говорил об этом: «Нельзя строить будущее без памяти о прошлом: нельзя пренебречь величайшим из человеческих потрясений - всенародным подвигом, преподавшим людям настоящего и будущего векопамятный урок свободолюбия и величия духа. Героическому подвигу русского народа посвящены такие произведения, как: "Сын артиллериста" К.Симонова, "Сын полка" В. Катаева, "Повесть о настоящем человеке"  Б.Полевого, "Русский характер" А. Толстого, "Василий Теркин" А. Твардовского, «Судьба человека», «Они сражались за Родину» М.Шолохова, «А зори здесь тихие» Б.Васильева  и многие  другие.

Но у войны есть совсем другая, ''негероическая'' сторона. Подвиг может быть совсем неброским, незаметным, когда не сразу поймешь, что это он, этот самый подвиг, и есть. Мы научились понимать подвиг чуть ли не как синоним славы. Есть подвиги, бросающиеся в глаза. Но нужно уметь видеть подвиг в том, что кажется простым и естественным. Также война способна раскрыть истинный характер, ставить человека перед нравственным выбором. Обо всем этом повествует повесть В. Быкова "Сотников", написанная в 1970 году и положившая  начало широкой известности автора. Главные герои повести - Сотников и Рыбак.

Первоначально у них одна общая дорога - они отправляются на задание, которое, несмотря на встающие перед ними трудности, партизаны почти выполнили. Но, начиная с момента их пленения в доме Демчихи, их дороги кардинально расходятся.

Рыбак, как скажет о нем сам автор, - «не враг по убеждениям и не подлец по натуре». Это сильный, ловкий, уверенный в себе, спокойный, надежный человек. Это человек долга – он постоянно думает о товарищах, оставшихся на болоте; с мыслью о товарищах он добывает овцу и, несмотря на препятствия, несет ее. Ему присущи такие человеческие качества, как доброта, отзывчивость, заботливость: он постоянно подбадривает с трудом идущего товарища, отдает Сотникову свое полотенце. Чтобы тот укрылся от пронизывающего ледяного ветра, делится с ним последним – горстью оставшейся ржи; Рыбак жалеет голодных детишек Демчихи – отламывает краюху хлеба дочке женщины, хотя у самих партизан почти не осталось еды.  И вообще Рыбак – смелый и мужественный боец. Однако при столкновении с жестокими жизненными обстоятельствами Рыбак разительно меняется: растерянный, озлобленный, трусливый, приниженный – таков он, когда  делает свой выбор. «Он решил выжить любой ценой»,- пишет В. Быков о своем герое.

Мрачный, нескладный, неуступчивый, излишне прямолинейный – таким мы видим Сотникова вначале. Однако уже тогда нельзя не заметить и такие черты его личности, как твердость духа, мужество, выдержка и выносливость, проявившиеся в его мучительном преодолении бесконечного зимнего пространства, в схватке с полицаями.  Герой живет, подчиняясь своим внутренним нравственным принципам: именно поэтому, больной, идет на задание, принимает неравный бой с полицаями, раненый, стойко преодолевает тяжелый путь; именно поэтому безо всякого сочувствия относится первоначально к Петру Сычу, который только по просьбе сельчан стал простой, по этой же причине отказывается от еды, предложенной ему старостихой.

Сотникову  в полицейском участке следователь задает тот же вопрос, что и Рыбаку: «Жить хочешь?» Да, хочет жить, ведь он молод, бесстрашен, хочет сражаться с врагом. И все же солдат предпочитает мученическую смерть бесславной жизни предателя. Потому что он предан Родине, патриот земли русской. Поэтому, собрав все душевные силы, берет всю вину на себя, пытаясь спасти остальных, поэтому старается ободрить шедших с ним на казнь старосту, Демчиху и еврейскую девочку Басю. Именно сделанный им выбор заставляем его на пороге смерти улыбнуться стоящему в толпе согнанных на казнь сельчан мальчишек в буденовке.  Своими последними мгновениями жизни Сотников доказывает, что не все подвластно темной силе, что честь и достоинство нельзя растоптать никакими самыми жестокими обстоятельствами. Не это ли настоящий подвиг?

По-моему, то поколение, которое воевало, несмотря ни на что, вспоминает о войне как о светлом, потому что они думали, что перевернут весь мир, сделают его лучше. На войне они были "один за всех и все за одного", как дружная семья, все друг о друге думали. В наши дни, к сожалению,  этого нет. На войне и во время войны все люди были сплочены ради победы над врагом.

Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше - страшную цену победы. Первое послевоенное сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Позже надолго войдет в оборот иная цифра: двадцать миллионов. И вот недавно официально уже названо двадцать семь миллионов. А сколько искалеченных, сколько несостоявшихся счастий, сколько не рожденных детей, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества. И мы, люди 21 века, говорим: «Никто не забыт, ничто не забыто. Вечная память героям войны, Вечная слава»!


Октябрьский район
75 лет Победы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA