Наш бронепоезд, вперед лети…

В наши дни, когда мы вспоминаем события 70-летней давности, то чаще всего на ум приходят сражения, подвиги наших воинов,  фронтовые будни. Но за этим эпохальным героическим полотном не должно меркнуть и подвижничество тружеников тыла, на хрупких плечах которых упало экономическое бремя самой страшной войны в истории Человечества.

Пожалуй, никто не сможет усомниться в том громадном значении, которое сыграл железнодорожный транспорт в приближении Победы. Это был и наиболее быстрый способ переброски войск и ресурсов, и наиболее эффективный способ эвакуации тяжелораненных. Эшелоны попадали под обстрелы, выходили из строя, необходимо было постоянно обновлять вагонный и паровозный парк, и рабочие-железнодорожники нашего города в неимоверном напряжении своих сил работали в те годы и за себя и за того парня, вернее сразу за четырех парней. Ведь одно из старейших предприятий нашего города, тепловозоремонтный завод, в годы войны принял в свой состав сразу четыре паровозо- и вагоноремонтных завода: Гомельский, Станиславский, Изюмский и Запорожский. И вот здесь мы подходим к одной из наименее известных страниц военной биографии нашей страны. Так уж сложилось, что по какой-то неведомой причине широкой общественности почти ничего не известно о бронепоездах времен Великой Отечественной войны. Возможно, это было вызвано тем фактом, что основными видами техники, «вытянувшими на себе» всю войну, были танки и самолеты. А может быть, специфика применения бронепоездов не позволила им завоевать такую же известность, как в ходе Гражданской войны. Но вне зависимости от причин недостаточной известности, бронепоезда все же активно использовались практически на всем протяжении войны. И четыре из них были выпущены на Уфимском паровозоремонтном заводе. Причем они были выпущены сверх плана. Так уже к апрелю 1942 года были построены два бронепоезда «Александр Невский» и «Полководец Суворов», экипажи которых составили заводчане-добровольцы. А в следующем 1943 году на боевую вахту встали еще два бронепоезда: «Салават Юлаев» и «Уфа». Сегодня мы попытаемся рассказать об их боевом пути.

Броню крепили, чем могли

Бронепоезда «Александр Невский» и «Полководец Суворов» относились к типу ОБ-3 (облегченный вариант №3). В те времена броня сталелитейных заводов первым делом шла на изготовление танков, поэтому на наши бронепоезда приходилось подыскивать броню из местных ресурсов. В основном это было котельное железо, да орудийная мощь тоже вооружалась по остаточному принципу. Так на бронепоезда были установлены 75-мм пушки 1902 года выпуска. Кроме этого они получили по пять пулеметов Дегтярева и по башне противовоздушной обороны с пулеметом ДШК. Конечно, подобное вооружение было явно недостаточным и «крепости на колесах» довооружались уже в Москве дополнительными площадками с зенитными орудиями. Как я уже упоминал, экипажи уфимских бронепоездов формировались из жителей республики, и в частности из самих работников уфимского парвозоремонтного.

В боях за Сталинград

Сразу же после доукомплектации уфимские бронепоезда были посланы на Сталинградский фронт, где с первых же дней они были брошены на сдерживание рвущегося к Волге врага. Основной, а порой и единственной, задачей бронепоездов в ходе всей войны была поддержка подразделений, действовавших вблизи от железнодорожных путей. Также иногда бронепоезда помогали брать станции или даже вести контрбатарейную борьбу. Вот как описывает первый бой «Полководца Суворова» исследователь Максим Коломиец: «На следующий день бронепоезда прибыли на станцию Гнилоаксайская, где подверглись атаке 18 немецкими самолетами. В результате «Полководец Суворов» получил прямое попадание бомбы в одну бронеплошадку, экипаж которой под командованием лейтенанта Филинова полностью погиб. Были повреждены бронепаровоз и тендер, загорелся вагон базы с боеприпасами, на котором стали рваться снаряды. Команда на руках выкатывала бронеединицы из-под огня. На следующий день «Полководец Суворов», находившийся на перегоне Гнилоаскайская – Абганерово вновь подвергся бомбардировке. Всего в результате двух авиаударов противника команда БЕПО № 1 потеряла 30 человек убитыми и 41 ранеными». Тогда же в ночном бою наш бронепоезд вышел победителем в схватке с семью­десятью танками противника. На поле боя враг оставил 30 машин, сожженных метким огнем артиллеристов. А «Полководцу Суворову» вскоре по приказу командующего Юго-Восточным фронтом бронепоезд «Полководец Суворов» убыл в Саратов на ремонт.

Вскоре принял свое боевое крещение и бронепоезд «Александр Невский». В конце августа он прикрывал выход из боя 20й мехбригады в районе Совесткая-Синеокская. Тогда разведка установила, что немецкая пехота при поддер­жке 15 танков прорвалась юго-восточнее станции Басаргино на участке 64-й армии. «Получив эти сведения, командир 25-го дивизиона принял решение атаковать прорвавшиеся части противника, - пишет в своем исследовании Максим Коломиец. - В 20.30 бронепоезд «Александр Невский» в районе станции Воропоново «врезался» в расположение противника, открыв артиллерийско-пулеметный огонь. За 40 минут боя было выпущено 400 осколочных гранат, 7700 патронов ДТ и по 10 лент из каждого ДШК. Ожесточенность боя была настолько велика, что дело доходило до рукопашных схваток – гитлеровцев громили около бронепоезда, куда они просачивались, пытаясь укрыться от огня в «мертвом пространстве». Гитлеровцы разобрали пути и бронепоезд, потеряв сошедшую с рельс платформу ПВО, пытался прорваться к станции. Потеряв подвижность он оборонялся вплоть до 1 сентября. Затем команда сняла исправное вооружение, замки с орудий, и отошла пешим порядком. В ходе двухдневного боя экипаж «Александра Невского» потерял девять человек убитыми, восемь ранеными и девять пропавшими без вести. Отремонтировать его удалось уже только под самый конец войны в Великих Луках в паровозосборочном цехе завода имени Макса Гельца. Об этом оставил свои воспоминания Борис Куприянов, ветеран войны, оказавшийся в то время на излечении в великолукском госпитале: «энергично взялись за работу слесари сборочного цеха, призвавшие рабочих всех других цехов - литейщиков, кузнецов, котельщиков, токарей, арматурщиков не задерживать обработку и поставку деталей, чтобы их цех мог в срок закончить сборку локомотива. И вот первый рапорт: арматурщики досрочно отремонтировали арматуру паровоза. Они не считались со временем, не ведали усталости, часто уходили из цеха за полночь. Так работали все заводчане».

Приближая Победу

«Салавату Юлаеву» и «Уфе» в плане боевой биографии повезло несколько больше – они вступили в бой уже тогда, когда враг начал пятиться в свое логово. Так они составили 60-й ОДБП (Отдельный дивизион бронепоездов), боевые посты этих двух стальных крепостей заняли члены экипажа бронепоезда «Московский Метрополитен», уничтоженного авиацией противника в июне 1943 года. Дивизион № 60 активно дей­ствовал в Прибалтике и с боями прошел свой славный путь от Полоцка до Кенигсберга. Однако уже к концу войны стало ясно, что артиллерия достигла того уровня развития, при котором даже серьезно защищенные бронепоезда можно условно приравнять лишь к легкобронированной технике. К тому же поезд намертво привязан к железнодорожным путям, что значительно снижает мобильность. Не стояла на месте и авиация, для чьих средств поражения бронепоезда перестали быть сложной целью. Становилось понятно, что время бронепоездов прошло. Но подвиг их не должен быть забыт.


Советский район
75 лет Победы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA
bwslot168 bwslot168 rtp slot rp8888 rp8888 rp8888 slot777 rp8888 login keris4d rp8888 rtp slot bwslot168 bwslot168 RP8888 RP8888 keris4d keris4d keris4d rp888 rp888 rp8888 keris4d andara88 rp8888 rp888 slot777 slot777 slot777