Прикоснуться к истории руками

У истоков этого дня стоял французский педагог Валентин Гаюи, который 230 лет назад открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». И уже в наши дни Всемирная организация здоровья приняла решение отмечать ежегодные Международные дни слепых в день рождения этого французского подвижника – 13 ноября.

Прикоснуться к истории руками

У истоков этого дня стоял французский педагог Валентин Гаюи, который 230 лет назад открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». И уже в наши дни Всемирная организация здоровья приняла решение отмечать ежегодные Международные дни слепых в день рождения этого французского подвижника – 13 ноября.

А накануне этого дня в нашем городе состоялся тематический межрегиональный семинар на тему: «Путешествие в историю – рельефно-графический мир познания детей с глубокими нарушениями зрения». На семинаре присутствовали как педагоги из различных регионов нашей страны, так и представители предприятий, выпускающих рельефно-графические пособия. Их вниманию были представлены наработки по этой тематики педагогов уфимской школы-интерната №28 III-IV видов,  единственного образовательного учреждения, где обучаются дети с глубокими нарушениями зрения со всей республики.

- Мы решили начать проект сразу же, как только была принята долгосрочная программа «Доступная среда», - рассказывает заместитель директора школы-интерната Гюзель Муразгильдина. - Ведь основными источниками информации для незрячих детей являются тактильная чувствительность, слух и остаточное зрение. Именно поэтому, наглядные пособия для данной категории обучающихся должны быть детально прорисованы, не содержать элементов не несущих смысловой нагрузки, быть окрашены основными цветами без полутонов. Поэтому для наших детей создание рельефно-графических пособий, с помощью которых они смогли бы тактильно познавать учебный материал, является исключительно важной задачей. Сложившаяся ситуация стала импульсом в поиске решения по ее исправлению. В качестве пилотного проекта было принято решение о создании пакета рельефно-графических пособий по предметам Истории Отечества, а также Истории и культуры РБ. Приобщение к истории, культуре страны и региона, их традициям способствует развитию познавательного интереса учащихся и увеличивает мотивацию к изучению предмет. Идея нашла поддержку в Башкирском республиканском отделении Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» в лице ее председателя Нины Федяниной.

- И проект оказался удачным?

- Вполне. Научно-методическое сопровождение проекту обеспечила профессор БГПУ Гюльнара Обыденнова. Был составлен перечень пособий, отобрана технология их изготовления, составлены технологические карты и требования к пособиям. И проект вскоре был одобрен и профинансирован республиканским Министерством труда и социальной защиты. А в качестве подрядчиков выступили: ООО «Декарт», ООО «Группа компаний три» (Российский центр макетов и моделей), ИП Фролов Ю. А. В рамках проекта нами было изготовлено 14 рельефно-графических пособий: административные рельефные карты Башкортостана, России и мира, карты-паззлы Республики Башкортостан и России, карта археологических памятников Республики Башкортостан, макет Уфимского кремля, макеты мавзолеев Турахана и Хусейнбека, гербы Уфы и Башкортостана, рельефные изображения из Каповой пещеры, рельефная схема Ледового побоища, рельефная схема прилегающей к школе местности.

- Кстати, а что говорят сами подрядчики? Насколько они довольны результатами проекта?

- В целом, они все отмечают, что довольны итогами. Например, Юрий Фролов на семинаре так и заявил: «Я, конечно, очень устал, но это было настолько интересно!». Конечно, бывали поначалу и накладки. К примеру, Российский центр макетов и моделей при изготовлении одного из макетов для лучшей сохранности покрыл его лаком, а оказывается лак скрадывает мелкие детали, столь необходимые детям для более полного восприятия объекта. Но в результате нами всеми был наработан очень ценный опыт и сегодня производители говорят, что при наличии грамотно составленного технического задания и созданной 3D модели сегодняшние технологии позволяют выпускать рельефно-графические пособия любой сложности.

- А как в целом вы оцениваете итоги прошедшего семинара?

- Мы довольны предоставленной нам возможностью обменяться опытом с нашими коллегами из других регионов. Кроме того, это позволило нам определить и дальнейшие перспективы обеспечения образовательного процесса для слепых и слабовидящих наглядными пособиями.


Советский район
Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA