Хотя и Нижний, но все-таки город

В преддверии Дня рождения Ленинского района публикуем историю развития одного из старейших его микрорайонов - Нижегородки

Летом 1922 года столица Башкирской АССР была переведена из Стерлитамака в Уфу, которая еще мало соответствовала своему новому статусу. Небольшой провинциальный город с населением менее ста тысяч жителей поделили условно на две части – первый и второй районы. Однако жители не переставали надеяться, что перемены непременно произойдут, но никто не мог предполагать стремительных темпов развития вместе с возрастанием общественно-политического, хозяйственного и культурного значения города. 15 лет спустя Уфа была известна всей стране как крупный промышленный центр с гигантами машиностроительной и нефтеперерабатывающей индустрии. Для достижения оптимальной управляемости в конце 1935 года поделили на два административных района – Кировский и Ленинский, а через год был образован еще один – Сталинский – центр концентрации промышленных производств. В 1939 году итоги Всесоюзной переписи населения подтвердили, что численность населения поднялась до 250 тысяч. Всего лишь за 60 лет после преобразования Уфы в столицу она стала городом с миллионом жителей. К этому времени для обеспечения управляемости хозяйственной и культурной жизнью в Уфе было образовано уже семь районов.  Не обошлось и без перекосов в развитии. Процесс преобразования шел особенно быстро в центральной исторической части и в Черниковской промышленной зоне. Именно здесь образовалась соответствующая подлинному мегаполису современная инфраструктура. Ленинскому району повезло меньше, несмотря на его почетное наименование. И сегодня на его улицах можно встретить пережившие свой век деревянные сооружения. Их не законсервировали как памятники истории, средства выделялись в первую очередь для придания столичного благоустройства Кировскому, Сталинскому и образовавшимся в послевоенные годы Калининскому, Октябрьскому, Орджоникидзевскому районам. Но и Ленинскому ждать современного благоустройства и красиво отстроенных кварталов оставалось недолго. Интенсивнее, чем в прежние десятилетия, осуществляются на больших участках, которые до недавнего времени было принято считать  у архитекторов «неудобными» землями.

Одна из таких территорий историческая слобода – Нижегородка, развитию  которой долго мешало географическое положение. После постройки Самаро-Златоустовской железной дороги она оказалась отрезанной ее полотном от города. Люди не спешили здесь поселяться: практически ежегодно случались разливы реки и полностью в пределах своих границ на две-три недели стояла затопленной. За ней укрепилась репутация территории пригодной для пастбищ, а не для добротной застройки.

Предприятия здесь  возводились небольшие. С дореволюционных времен действует спиртоводочный завод, правда его хозяева выстроили жилой кирпичный дом для рабочих на высоком косогоре современной улицы Зенцова. В первое советское десятилетие был открыт завод силикатного кирпича. По реке Белой осуществлялся сплав древесины: появились лесозавод, вслед за ним – мебельная фабрика. Близость к железной дороге превратилась в главный фактор хозяйственного развития Нижегородки, ее территория стала местом размещения складских помещений и оптовых баз.

Новостройки Уфы за последние полвека устремились в западном направлении, чему поспособствовало возведение второго моста через Белую, сооружение искусственной площадки, намытой земснарядами под строительство прежде всего жилищных комплексов. Нижегородка оказалась зажатой между благоустроенными кварталами исторического центра и быстрорастущими микрорайонами на правом берегу Белой. Недопустимость подобного использования значительной территории, расположенной в непосредственной близости от кварталов исторического центра, становилась все более явственной. Когда архитекторам, работающим в мастерской института «Башкиргражданпроект», было поручено приступить к разработке комплексного плана реконструкции и застройки бывшей слободы, они оценили важность поставленной задачи. Сегодня разработанный ими проект для одного из незатронутых особыми преобразованиями районов города прошел этап  своеобразной коллективной экспертной оценки на общественных слушаниях.

На значительной территории Нижегородки было предложено провести инженерную подготовку. В микрорайоне сейчас проживают 14 тысяч человек, а после реконструкции и появления новых кварталов число жителей возрастет до 60 тысяч. Ветхие деревянные строения будут вытеснены многоэтажными домами, в которых совместят современную инженерную оснащенность (водопровод, канализация, газификация) с выразительными и эстетически привлекательными объектами застройки.

Там, где никогда не имевшей зон отдыха, запланировано строительство аквапарка и ряда спортивных сооружений. Главным преимуществом останется река Белая, своей протяженной излучиной, обрамляющую Нижегородку. Территорию от затопления защитит дамба с укрепленным берегом, в створе каждой улицы будут устроены стоянки для маломерных судов, в перспективе ставится вопрос об организациях яхт-клуба, которому предстоит сделаться достопримечательностью Уфы. Нижегородка из труднодоступной окраины превратится в зону активного отдыха.

Еще одна задача, поставленная перед разработчиками реконструкции, – это воссоединение бывшей слободы с центральными кварталами Уфы. Архитекторы предложили максимально загрузить протяженную улицу Чернышевского для связей центра с зоной массового отдыха. На косогоре в районе железной дороги будет устроен спуск – серпантин к транспортной развязке -  место распределения пассажиропотоков, следующих внутригородским транспортом и пригородной электричкой. В этой точке определены три улицы-луча, которые пересекут Нижегородку и через мосты обеспечат транспортные сообщения с Демой и Затоном. Возможность беспрепятственной переброски на левый берег Белой закрепит перспективы жилищной застройки на территории к западу Уфы. Для горожан откроется возможность выхода на природу и поселения в жилых кварталах и новой застройки.

Одновременно и правый берег будет застраиваться жилыми домами. Здесь же появятся благоустроенные и функционально оборудованные зоны отдыха.

Обрамленная по обоим берегам набережными – она откроет перспективу превращения реки во внутригородскую транспортную магистраль.


Ленинский район
Городское хозяйство Гуманитарные вопросы
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA