Дорога в детство

Я помню, лето для уфимской детворы начиналось уже в мае. Еще нам задавали уроки, впереди грозили экзамены и годовые контрольные, а в сердце уже стучали летние ритмы, напоминавшие нам перестук железнодорожных колес. В самом начале мая мы прибегали в парк Якутова, покупали за пять копеек детский билет и со станции «Юность» отправлялись в свое первое летнее путешествие на поезде «Пионер Башкортостана». Вот и в этом году 1 мая взрослые махали детворе на перроне, когда он отправился в «дальние края».

Дорога в детство

Этот сезон для Малой Уфимской детской железной дороги станет особым – юбилейным. Ровно 60 лет назад 10 мая в путь отправился первый состав. Тогда рабочие локомотивного депо отремонтировали узкоколейный паровоз серии 159 номер 649, работавший до этого на Белорецкой узкоколейке, а к нему на базе трех четырехосных платформ построили 3 пассажирских вагона открытого типа. А сама дорога представляла тогда собой «восьмерку» в 2 километра.

Надо сказать, к этому времени в стране уже была довольно обширная сеть детских железных дорог. Самая первая в мире появилась еще в 1932 году в Москве, но почему-то она была быстро забыта, и уже к концу 30-х годов о ней ничего не напоминало. Поэтому сегодня самой первой официально считается тбилисская. Правда, в наше время она уже перестала быть детской и превратилась в обычный аттракцион, а, значит, уже не может претендовать на особый статус. Всего на сегодняшний день в нашей стране осталось в строю лишь 25 таких дорог. И наша уфимская по праву считается одной из самых лучших.

И дело здесь вовсе не в ее длине, которая своей нынешней продолжительностью в 1,8 километра, конечно, не может потягаться с той же свободненской в Амурской области, которая протянулась на 11,4 км. Но наша знаменита тем, что она в полной мере стала  учреждением дополнительного образования детей, в котором они с 8-ми и до 16 лет изучают железнодорожные специальности.

– Уже 1 мая началась наша юбилейная летняя эксплуатационная практика, - рассказывает директор дороги Габбас Садыков. – А с 7 мая наши ребята начнут возить по маршруту ветеранов. Это для них очень почетно, и они готовились к этому дню с большой ответственностью.

Всего в образовательном процессе занято более 300 детей. В осенне-зимний период они получали теоретические знания, и именно сейчас они смогут их применить на практике. За это время ребята 5-11 классов под руководством опытных наставников изучали основы: обязанности дежурного по станции, перрону, переезду, проводников и осмотрщиков вагонов, ревизоров-контролеров, монтеров пути, помощника машиниста тепловоза.

– Что очень важно, – утверждает Габбас Садыков, – у нас рабочие места соответствуют всем требованиям российских железных дорог. Кстати, подавляющее большинство воспитанников затем связывают свою дальнейшую жизнь с железной дорогой. Так, только в этом году более 20 выпускников получили целевые направления для поступления в соответствующие учебные заведения.

К тому же нельзя не упомянуть о том, что материально-техническая база детской дороги была не так давно обновлена. В прошлом году, например, здесь получил прописку новенький тепловоз, аналог скоростного «Сапсана». Он оборудован самыми современными приборами безопасности и автоматической системой пожаротушения, электронной системой управления. Тепловоз имеет собственный радиоузел, с которого осуществляется трансляция по всем вагонам, а у машиниста появилась радиосвязь с дежурным по станции. Покупка обошлась в 10 миллионов рублей, но, как уверяет руководство дороги, затраты окупятся. Ведь за сезон тепловоз успевает перевезти более 20 тысяч пассажиров.

– А юбилейные торжества мы намечаем провести в середине июня, когда и дети будут посвободнее, и погода станет более благоприятной,– заверяет директор. – Подготовка уже в самом разгаре.


Советский район
Молодежная политика
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA