В Уфе обсудили итоги деятельности системы столичного образования в 2012 году и задачи на 2013 год

Номер документа:
Дата документа: 19.02.2013
Скачать [*.doc 80 КБ]


19 февраля 2013 года в Уфе состоялось совещание с руководителями образовательных учреждений городского округа город Уфа по теме: «Итоги деятельности системы столичного образования в 2012 году и задачи на 2013 год».

В работе совещания приняли участие заместитель министра образования Республики Башкортостан Владимир Викторович Аристархов, глава Администрации городского округа город Уфа Ирек Ишмухаметович Ялалов, председатель постоянной комиссии Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по гуманитарным вопросам и связям с общественностью Светлана Васильевна Николаева,  ректор Уфимского нефтяного государственного технического университета Айрат Мингазович Шаммазов, начальник Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы Андрей Иванович Грабовский, главы администраций районов города, начальники структурных подразделений, руководители районных отделов образования, образовательных учреждений города.

Открывая совещание, глава Администрации городского округа город Уфа Ирек Ишмухаметович Ялалов отметил, что развитие системы образования является одним из приоритетов социально – экономической политики Администрации города.

В своем ежегодном послании Госсобранию Президент Республики Рустэм Закиевич Хамитов четко обозначил важную роль системы образования в формировании современной образовательно – информационной среды, способствующей развитию у наших детей креативного, инновационного мышления.

В прошлом году в сферу городского образования было направлено более шести миллиардов рублей, что составляет 31% консолидированного бюджета города. Особое внимание уделяется укреплению материально – технической базы образовательных учреждений. За счет городского бюджета проведен капитальный ремонт в 97 образовательных учреждениях.

В рамках реализации федеральной программы «Доступная среда на 2011 – 2015 годы», проведен ремонт и созданы условия для инклюзивного образования в 10  школах.

В прошлом году были введены в эксплуатацию: школа №101 в Демском районе и пять детских садов. После капитального ремонта возвращены в сеть здания еще 5 детских садиков. В результате горожане получили для своих детей более двух тысяч мест. В 2013 году строительство детских садов будет продолжено.

Ирек Ишмухаметович подчеркнул, наряду со строительством муниципальных детских садов необходимо развивать имеющийся положительный опыт групп семейного воспитания, кратковременного пребывания, частных детских садов.

Муниципалитетом активно поддерживается инициатива предпринимателей по созданию негосударственных дошкольных учреждений. Дошкольным учреждениям, имеющим государственную лицензию на  образовательную деятельность, из бюджета города выплачиваются субсидии.

В прошедшем году, объявленном Годом благополучного детства  и укрепления семейных ценностей, было много сделано для развития социальной инфраструктуры, ориентированной на семью. Поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в городе Уфе уделяется самое пристальное внимание. Активно реализуются программы поддержки многодетных семей и семей, воспитывающих ребенка – инвалида. Для них предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

Заместитель министра образования Республики Башкортостан Владимир Викторович Аристархов сообщил, что модернизация системы образования республики реализуется в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и республиканских целевых программ.

Основные направления, по которым предстоит серьезная работа в дальнейшем: дошкольное и общее (полное) образование, развитие начального и среднего профессионального образования республики, требующее значительных шагов по модернизации, воспитание обучающихся, включая и дополнительное образование, на совершенствование которого обращено особое внимание и в Послании Президента РФ, также кадровое обеспечение образовательных учреждений. 

Владимир Викторович Аристархов отметил, что в 2013 году будет продолжена реализация мероприятий мер по модернизации образования. В 2012 году было выделено более 2 млрд. рублей на данные цели. В 2013 году за счет средств федерального бюджета планируется выделить 1,45 млрд. рублей.

Заместитель министра образования особо остановился на повышении заработной платы педагогическим работникам, назвав его стратегическим направлением. В этой сфере наблюдаются самые серьезные положительные сдвиги, средняя заработная плата данной категории работников соответствует средней заработной плате по экономике республики

С основным докладом «Итоги деятельности системы столичного образования в 2012 году и задачи на 2013 год» выступила начальник Управления образования городского округа город Уфа Елена Робертовна Хаффазова.

Она сообщила, что деятельность управления образования, образовательных учреждений города  в 2012 году была направлена на обеспечение государственных гарантий граждан на доступность качественного дошкольного, среднего общего, дополнительного образования, реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», инициативы «Наша новая школа», федерального проекта модернизации региональных систем общего образования, а так же городских целевых образовательных программ. В соответствии с федеральными государственными стандартами продолжается внедрение нового содержания образования на первых двух образовательных ступенях.

В городе продолжается работа по  реализации комплекса мер  модернизации региональной  системы образования. Меры были направлены на приобретение спортивного оборудования  и инвентаря, оборудования для организации медицинского обслуживания,  школьных столовых,  пополнение фондов школьных библиотек,  развитие школьной инфраструктуры,  повышение квалификации педагогических работников, энергосбережение,   проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений.

 В Уфе функционируют  244 учреждения дошкольного образования, из них 231-муниципальное, 5 - ведомственные, 8 -  негосударственные,  которые посещают более  49 тысяч детей. 

Общий охват дошкольным образованием на начало  2013 года составляет  74 %,  детей с 3-х до 7 лет составляет   92 %.   В  сравнении с другими крупными городами Российской Федерации Уфа занимает одно из лидирующих мест. 

В рамках выполнения городской целевой программы «Развитие системы дошкольного образования  на 2010-2012 годы» проводились:

-  реорганизация начальных школ-детских садов;

- рационализация помещений действующих учреждений.

В результате при минимальных затратах дополнительно открыты  16  групповых помещений на 300  мест,  что фактически соответствует двум  8-ми групповым детским садам.

Активное развитие получили новые формы организации дошкольного образования:  в городе работают 52 группы семейного воспитания на базе многодетных семей, 57 групп кратковременного пребывания детей.

  Около 1300 многодетных и неполных малообеспеченных семей, имеющих детей от 1,5 до 3-х лет,   из средств городского бюджета получают ежемесячную компенсацию.

В этом году  получил развитие проект, позволяющий реализовать принципы инклюзивного образования путем  предоставления дополнительных образовательных услуг детям-инвалидам в возрасте от 3 до 8 лет. Оплата за оказание дополнительных услуг специалистам, работающим с данной категорией детей,  производится из средств городского бюджета.

На территории города работают 65 негосударственных образовательных учреждений для детей дошкольного возраста:

- 8  с лицензией  на образовательную деятельность;

- 57 зарегистрированных в налоговой службе в форме ИП,  в том числе 17 – с полным днем пребывания, 40 – развивающие центры и группы кратковременного пребывания.  

Управлением образования изучен опыт города Самары по реализации механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, в частности, проекта «Билдинг-сад», реализация которого значительно улучшило ситуацию в этом регионе. 

Таким образом, проблема общедоступности дошкольного образования решается не только за счет ввода  новых учреждений,  но и путем использования внутренних резервов.

Елена Робертовна рассказала и о системе общего образования в городе. В настоящее время в городе Уфе функционируют 134 общеобразовательных учреждения, в которых обучаются свыше 97 тысяч учащихся, 4 негосударственных образовательных учреждения, две открытых (сменных) школы.

В 52 инновационных образовательных учреждениях, в том числе 10 национальных,   обучением по программам повышенного уровня охвачены свыше 43  тысяч школьников, что составляет 45% от общего количества учащихся.  Профильное обучение реализуется в 99 общеобразовательных учреждениях. Количество учащихся профильных классов составляет 75% от общего количества старшеклассников.

На базе образовательных учреждений  города действуют  62 экспериментальные площадки, научное руководство которых осуществляют  ведущие ученые ВУЗов. 13 образовательных учреждений являются Ассоциированными школами ЮНЕСКО, более 20 школ – участниками   различных проектов.

Результатом внедрения инновационных программ обучения в учреждениях образования должно стать  закрепление устойчивого уровня качества знаний учащихся. 

В настоящее время в образовательных учреждениях обучаются свыше 2000  детей-инвалидов, из них 136 - на дому.

Ориентиром в обучении  детей - инвалидов является действующая городская целевая программа «Обучение детей с ограниченными  возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий».  По  данной программе  обучаются 37 детей, по соответствующему республиканскому проекту - 147 детей г. Уфы.

 Наряду со  специализированными учреждениями коррекционного и компенсирующего видов,  в городе развивается сеть общеобразовательных учреждений с инклюзивной формой обучения, и  с созданием  безбарьерной среды. Принята целевая программа «Город для всех» на 2012-2015 годы. Ее реализация позволит  обеспечить  доступные условия детям-инвалидам во всех образовательных учреждениях. 

В настоящее время Управлением образования ведется работа по созданию концепции проектирования школы будущего, реализация которой позволит  поставить образование нашего города в один ряд с российскими лидерами.

Школа 21 века рассматривается как инновационная школа-комплекс, включающая в себя детский сад, а также начальную, среднюю, старшую ступени школы и учреждения дополнительного образования. В ней каждому ребенку обеспечена индивидуальная траектория развития.

Елена Робертовна сообщила, что реализация  приоритетного  национального проекта  «Образование» обеспечила комплексную  информатизацию школы. Сегодня установлены более 5 тысяч единиц компьютерной техники. В рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования была осуществлена поставка учебного оборудования: получено 2800 ноутбуков, 128 школ оснащены дополнительно компьютерными классами. Количество обучающихся на 1 компьютер составляет 15 человек (в прошлом году – 19 человек). Работа по оснащению школ современным оборудованием продолжается.

Другим важным направлением  деятельности было создание условий для развития  одаренных детей.  В этом направлении ведется системная работа по формированию целостной творческой интеллектуальной среды. Число представителей талантливых школьников, получивших премии в рамках национального проекта «Образование»,  составляет более 200 человек.

Олимпиадное движение в городе Уфе носит значимый и масштабный характер. Из  933  победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников  182 человека одержали победу на республиканском этапе, 9 – на Всероссийском.

Гарантом выявления одаренности выступают 36 учреждений дополнительного образования, которые посещают более 54 тысяч детей.  В рамках реализации республиканской программы «Одаренные дети» функционируют 130 научных обществ учащихся эколого - биологической, научно - технической, естественно - научной направленностей.

В столице принимаются системные меры по укреплению здоровья школьников. Это совершенствование организации питания, медицинского обслуживания, физического развития школьников. Они решаются путем активного межведомственного взаимодействия управлений образования и здравоохранения Администрации города.  Наработаны действенные методики здоровьесбережения школьников, введен третий час физической культуры. Продолжается работа по  совершенствованию организации питания обучающихся. Охват школьников горячим питанием составляет 83%.

Оздоровление детей продолжается и в  летний период.  Оздоровительной кампанией в  2012 году  было охвачено более 120 тысяч детей и молодежи, в том числе 85 тысяч школьников. Сохранены все основные направления организации отдыха, оздоровления, занятости детей.  

Развитие учительского потенциала – одно из важных направлений современной образовательной политики.  Кадровый потенциал  составляет более 12 тысяч педагогических и руководящих работников. Повышение качества  образования напрямую зависит от уровня квалификации педагогических работников. В прошедшем году  курсовую подготовку прошли около 3 тысяч  учителей,  были проведены  более 100 семинаров по учебным предметам, 30 научно-практических конференций.

Благодаря постоянному вниманию со стороны государственных органов власти растет заработная плата учителей.  В соответствии с Указом Президента РФ  от 7 мая 2012  среднемесячная заработная плата педагогических работников  доведена до уровня средней заработной платы по республике и составляет  свыше 20 тысяч рублей. 

Подводя итоги выступления, Елена Хаффазова отметила, что система образования городского округа город Уфа  действует стабильно, обеспечивая возможность получения  дошкольного, общего и дополнительного образования детей, удовлетворяя разносторонние образовательные потребности граждан.

Ректор нефтяного Университета, профессор, доктор технических наук Айрат Мингазович Шаммазов сообщил, что на протяжении многих лет университет тесно сотрудничает со школами города по выявлению талантливых и одаренных детей. Поэтому в последние годы в категорию абитуриентов УГНТУ с полным правом включаются школьники, начиная с 5 класса.

В УГНТУ действует Центр довузовского образования, основная задача которого – привлечение на учебу в УГНТУ абитуриентов, имеющих хорошую базовую подготовку и осознанно выбирающих будущую специальность.   Ряд программ ЦДО реализуется непосредственно в учебных аудиториях университета (подготовительные курсы, «Рабфак») или в здании подшефного лицея № 83 («Вечерний лицей», «Школа выходного дня»). В средних школ, гимназиях, лицеях на базе существующих или специально создаваемых физико-математических классов организуются классы УГНТУ. В рамках реализации внутривузовских проектов «Профориентация», «Школа-вуз», «Школа-вуз-аспирантура» создан  «Академический лицей»– добровольное неформальное объединение общеобразовательных учебных учреждений (ООУ), вузов и академических институтов с целью повышения научно-производственного потенциала Республики Башкортостан путем организации работы с одаренными детьми, их раннего выявления и приобщения к углубленному изучению основных дисциплин и научно-исследовательской деятельности. Также действует подшефный Лицей № 83, работающий под эгидой УГНТУ, представляет собой образовательное учреждение, обеспечивающее качественное обучение учащихся по программам специализированных (профильных) классов по математике, физике, химии, информатике, а также по базовым программам других предметов, в котором созданы условия для всестороннего развития учащихся, раскрытия их способностей к точным наукам и творческого потенциала. 

Ирек Ишмухаметович отметил, что для успешной модернизации системы образования необходимо изучение  положительного опыта других городов, особенно города Москвы.

Об организации системы образования в Северо-Восточном округе Москвы рассказал начальник окружного управления образования Департамента образования города Москвы, кандидат социологических наук Андрей Иванович Грабовский.

Он сообщил, что в Северо-Восточном административном округе Москвы 445 учреждений образования, из них 229 дошкольных образовательных учреждений, 89 общеобразовательных школ, численность населения округа составляет 1 миллион 250 тысяч жителей, что соответствует статусу города – миллионника.

Андрей Грабовский отметил, что педагогическая практика заложила в округе основы педагогических систем, где наиболее приоритетной является задача создания адаптивной социально-образовательной среды, цель которой — обеспечение условий для оптимального развития каждого ребенка.  В СВАО выстраиваются образовательные комплексы, включающие в себя дошкольные учреждения, школу и систему профессионального образования.  Активно применяются информационные и интерактивные технологии в образовательном процессе, повышается заработная плата педагогов. Ирек Ялалов подчеркнул, что  сотрудничество с образовательными учреждениями этого округа будет очень полезным для нашей системы образования.

Директор  гимназии №39, имеющей статус  Ассоциированной школы ЮНЕСКО, Ирина Петровна Киекбаева  рассказала об участии школы в различных конкурсах, викторинах, инновационных образовательных проектах. Она отметила, что данная деятельность является очень важным для успешного и креативного развития образовательного процесса, является инвестицией в развитии гимназии.  В заведении активно внедряеются информационные технологии,  налаживаются международные связи.

В завершение совещания,  глава Администрации города Уфы отметил, то состоялся практически полезный, деловой разговор о дальнейшей модернизации системы столичного образования, воспитания гармонично развитой личности ребенка. Большую поддержку в развитии муниципальной образовательной системы оказывает республика. Один из последних таких примеров - выделение школам Уфы 14 современных автобусов в январе 2013 года. Это позволит комфортно доставить детей из отдаленных населенных пунктов в образовательные учреждения столицы Башкортостана.



Назад в раздел
Меню
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA