Продвижение туристского продукта города Уфы на российском и мировом рынках — одна из главных задач, стоящих сегодня перед субъектами туриндустрии столицы.
Администрация города Уфы проводит постоянную работу по формированию и созданию благоприятного имиджа столицы, что способствует повышению туристской привлекательности Уфы.
Большое внимание уделяется благоустройству Уфы, что в последние годы значительно изменило облик столицы. Это часто отмечают гости, побывавшие в нашем городе. За последние годы создано 13 новых и полностью отремонтировано 28 парков, сквер и аллей.
На улицах Уфы появились информационные стенды с Яндекс. Картами, содержащими сведения о достопримечательностях города. На каждой карте отмечены расположенные в округе памятники и музеи.
Уфа становится центром культурно-познавательного, делового и событийного туризма. Торговыми партнерами Уфы стали 86 стран мира. Ежегодно проводится более 1 300 культурно-массовых и более 2000 спортивно-массовых мероприятий в год.
Сейчас современных туристов, реальных и потенциальных жителей, инвесторов все больше интересуют не столько традиционные и статичные «достопримечательности», сколько то, чем сегодня живет столица, какие события в ней происходят, каков ее стиль и ритм жизни.
Так, во время проведения крупных мероприятий в Уфе, таких как фестиваль «Молочная страна», международный фестиваль искусств «Сердце Евразии», «Симфоническая ночь» турфирмами города проводятся экскурсионные туры для жителей республики и соседних регионов.
Сегодня Уфа вошла в десятку самых популярных туристических направлений. Рейтинг составлен по результатам исследования, проведенного Федеральным агентством по туризму на основе статистических данных региональных туристических ведомств и турбизнеса за майские праздники.
Большую долю туристического потока составляют бизнес-туристы, на их долю приходится около 80-90% всех прибывающих в город. Туристы, целью которых является познавательный туризм, составляют всего 10-20%. В данном сегменте наблюдается сезонность спроса, которая зависит от климатических условий. Доля въездного туризма составляет не более 10% объема туристского рынка Уфы.
Так как наибольшую долю турпотока составляют бизнес-туристы, то во время их пребывания в Уфе, помимо деловых программ, включаются экскурсионные программы. Так, например во время проведения IV Форума лучших муниципальных практик Союза российских городов были проведены экскурсии для 300 участников Форума, во время проведения Первого молодежного форума стран БРИКС и ШОС для 200 участников (Индия, Китай, Узбекистан, Казахстан и т.д.).
За 2016 год произошло снижение количества туристических фирм в связи с неблагоприятными экономическими условиями и геополитическими событиями. Однако несмотря на снижение количества туристических фирм в 2016 году (330 турфирм) по сравнению с 2015 годом (401 турфирма), наблюдается рост турфирм, которые работают именно на внутренний и въездной туризм по Уфе. Складывается положительная ситуация на рынке внутреннего и въездного туризма. Выезд за рубеж становится значительно более дорогим, а приезд к нам иностранных гостей — более доступным.
Для гостей и жителей столицы проводятся регулярные обзорные экскурсии по городу. Каждые выходные в летний период организовываются туры выходного дня (автобусные, теплоходные). Основной поток гостей из городов Оренбург, Челябинск, Казань, Пермь, Магнитогорск, Верхнеуральск.
Музеи Уфы также внедряют новые программы, т.к. тот формат, который был раньше, не в полной мере устраивает туристов. Теперь они предлагают новые интересные возможности: рассмотреть экспонаты в онлайн-пространстве через мобильные устройства, совершить виртуальную экскурсию по залам. Покрытие Wi-Fi, имеющееся в музеях дает возможность посетителям пользоваться приложениями, содержащими полезную информацию и функции вроде аудиогида.
Музеи проводят интерактивные программы, выставки, акции.
Наличие туристских ресурсов - важная, но не единственная составляющая индустрии туризма. Второй необходимой составляющей является развитая инфраструктура.
В последние годы наблюдается развитие гостиничного бизнеса. Гостиничный фонд в 2016 году вырос на 1% по сравнению с 2015 г. - 106 гостиничных предприятий, номерной фонд которых составляет 3641 номер на 6443 места. За последние 5 лет в городе открыли 68 новых гостиниц с номерным фондом -1684 номера.
По количеству номеров наибольшую долю занимают гостиницы с номерным фондом менее 20 номеров, т.е небольшие гостиницы и хостелы – размещение эконом-варианта. При этом, в связи со открытием в 2015 г. новых гостиниц, заметно возрос процент гостиничных предприятий с номерным фондом более 100 номеров.
Открытие новых гостиниц создало в Уфе «нормальную, здоровую конкуренцию», отчего «покупатели, только выиграют», в том числе за счет снижения стоимости гостиничных услуг. Хочется отметить, что многие гостиницы во время проведения крупных мероприятий в Уфе идут на снижение стоимости номера на 30-50%.
Минимальная стоимость номера в Уфе 450 рублей, средняя стоимость номера – 3 000 рублей.
По результатам проводимого мониторинга по загрузке гостиничных предприятий города в 2016 году среднегодовая загрузка составляет 44,7%. Загрузка отелей в Уфе зависит от проводимых в городе событий, которые сопровождаются прибытием в Уфу большого количества посетителей. Необходимо отметить фактор сезонности в бизнес-туризме, наибольший пик активности приходится на весенний (февраль-май) и осенний (сентябрь-ноябрь) периоды. В эти периоды проводится большинство выставок, встреч, конференций, которые генерируют потоки иногородних и иностранных приезжих. В это время загрузка многих гостиниц достигает 90 - 100%. Как например, мы наблюдали во время проведения IV Форума лучших муниципальных практик Союза российских городов. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости увеличения количества проводимых в Уфе массовых мероприятий федерального и мирового уровня.
Важным моментом укрепления положительного туристского имиджа Уфы среди гостей является наличие широкого ассортимента сувенирной продукции. Изделия народных художественных промыслов будут для гостей наилучшим напоминанием о нашем городе, наиболее ярко передадут культурные особенности города и республики в целом. В связи с этим проводится работа по представленности сувенирной и медовой продукции в гостиничных предприятиях города, также организованы торговые площадки - 6 домиков в стиле «шале» перед ГКЗ «Башкортостан» по реализации сувенирной, медовой продукции, продукции местных товаропроизводителей (кумыс, казылык, чак-чак и т.д.).
Немаловажную роль в развитии туризма играет национальная кухня. В настоящее время, в большинстве ресторанов города сформированы вкладыши в основное меню с блюдами национальной башкирской кухни, а также стало доброй традицией проведение дней национальных кухонь.
В 2015 году организована работа информационно-туристических центров. На сегодняшний день работают 3 информационно-туристических центра по адресам: ул. Революционная, 26, ул. 50 лет Октября, 3А, Пр. Октября, 64а.
Главной задачей данных информационно-туристических центров является создание комфортной информационной среды для гостей и жителей города и продвижение туристского продукта Уфы на международном и российском туристских рынках.
С момента открытия и по настоящее время за справочной информацией в информационно-туристические центры обратилось более 10000 гостей. В основном, это уфимцы и жители республики, гости из других регионов страны, иностранные гости.
Также в январе текущего года в Уфе создан многопрофильный информационно-туристический центр «Уфа». Учредителями предприятия выступили Администрация города, ведущие туроператоры, ассоциация рестораторов и отельеров РБ.
Основные цели Центра – повышение полноты предложения туристических услуг жителям, гостям столицы, увеличение потока туристов, приезжающих в город и республику, а также создание максимально комфортной среды в период их пребывания.
В целях активизации внутреннего туризма, укрепления положительного туристского имиджа столицы Администрацией городского округа город Уфа РБ разработана программа «Развитие сферы внутреннего и въездного туризма в городе Уфа».
За время реализации программы Администрацией городского округа город Уфа РБ организовано 13 социальных туров для людей пожилого возраста, людей с ограниченными возможностями. Охват составил 1 740 человек. Социальные туры включают экскурсии по городу с посещением достопримечательностей, туристские поездки в рекреационные районы республики, поездки в культурно-исторические центры России. Популярными являются оздоровительные туры.
Важно отметить, что в рамках программы проводятся мероприятия и для людей с ограниченными возможностями. Город Уфа был первым среди муниципалитетов, кто организовал туристические туры для людей с ограниченной возможностью с разнообразной «палитрой» заболеваний (с ментальными нарушениями (синдром Дауна, аутизм, задержка психо-речевого развития, умственная отсталость), инвалиды по слуху, инвалиды-колясочники, инвалиды с опорно-двигательным нарушениями, инвалиды по зрению). В 2014 году был организован туристский лагерь под открытым небом для взрослых и детей с тяжелой инвалидностью (на берегу р. Юрюзань в дер. Новые Каратавлы Салаватского района РБ - 44 человека), в 2016 году - однодневные туристические туры по направлениям: восхождение на горы Шиханы, поездка на озеро Аслыкуль, сплав по реке Уфа для 153 человек.
Опираясь на наш опыт, данные программы планируют внедрить и в других городах России.
Ежегодно в Уфе для школьников проводятся бесплатные тематические экскурсии по различным маршрутам. Это и познавательные экскурсии с посещением главных музеев и достопримечательностей столицы, экскурсии на производственные предприятия по профориентационным программам, экскурсии на военно-патриотические темы и т.д.
Всего в экскурсионных мероприятиях приняли участие более 7 600 детей школьного возраста. Особое внимание уделяется воспитанникам социальных приютов, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Важным направлением по формированию и укреплению положительного туристского имиджа города являются маркетинговые мероприятия информационно-аналитического и рекламно-информационного характера, проводимые в рамках программы.
Впервые проведена работа по сбору и обработке данных о туристской деятельности, изучен рынок туруслуг. Также сформирован банк данных туристских ресурсов, ведется дислокация предприятий гостиничного и туристического бизнеса. Периодически проводится мониторинг деятельности туристских организаций и социологических исследований по проблемам въездного и внутреннего туризма.
Одним из необходимых компонентов развития туриндустрии является рекламная поддержка и наличие печатных информационных источников, что также способствует формированию благоприятного имиджа столицы.
В рамках Подпрограммы проводится ряд мероприятий:
1) создан собственный информационный ресурс - информационно-туристический портал города Уфы.
2) в 2013 году в Уфе реализован проект по размещению QR-кодов на достопримечательностях города.
3) выпущено 54 300 экз. буклетов, карт-схем, путеводителей, раскрывающих туристский потенциал столицы. На сегодняшний день ведется работа над изданием буклета об Уфе на русско-китайском языке в количестве 6000 экземпляров.
4) проводится работа по размещению информационных материалов о городе и его ресурсах на туристических веб-сайтах;
5) участие во всероссийских, международных туристских выставках, форумах, фестивалях.
В Уфе проходит открытый городской конкурс «Уфа туристическая». Данный конкурс проводился в целях укрепления положительного туристского имиджа города Уфы, привлечения внимания к истории и культуре города, популяризации профессии экскурсовода, повышения уровня профессионального мастерства и выявления молодых талантливых экскурсоводов.
Программные мероприятия, финансируемые за счет бюджета города, ориентированы на продвижение города Уфа. Вместе с тем, эта работа будет проводиться регулярно со всеми заинтересованными субъектами туристического рынка, и в первую очередь с туристическими компаниями, работающими на прием туристов в Уфе.
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли свой пароль?