От первого лица

Ирек Ялалов: «Уфу знают! И этим я горжусь»

Интервью журналу "Уфа" об итогах 2017 года

Ирек Ялалов: «Уфу знают! И этим я горжусь»

В этом году снег как никогда оказался долгожданным: выпал только в декабре, что несвойственно нашему уральскому климату. И первые белые хлопья не только прибили пыль, но и как бы растворили весь накопившийся за осень негатив. Какие проблемы хотелось бы уфимцам закатать в сугроб? «Давайте о них поговорим, подводя итоги 2017 года», - предложила я главе администрации Уфы Иреку Ялалову. «Не возражаю, давайте обсудим», - согласился мэр.

 - Если возвратиться к осенней пыли, как можете прокомментировать слухи о рутениевом выбросе? Хотя вопрос этот и не входит в сферу ваших полномочий и компетенций…

- Все, что происходит на территории Уфы, касается муниципалитета. Какие бы неудобные для власти вызовы ни предъявляли общество, жители, я готов их обсуждать. А экология - важнейшая для Уфы тема. Конечно, в соответствии с пресловутым 131-м Федеральным законом у муниципалитета нет рычагов воздействия на негативные экологические аспекты, однако мы находим способы взаимодействия с республиканскими и федеральными структурами, курирующими эту сферу. 

Мы постоянно совершенствуем городскую инфра-структуру с оглядкой на экологию. В результате ввода на «Уфаводоканале» 4-го блока очистки прекращен сброс в Белую грязных стоков, что практиковалось многие десятилетия. А при строительстве Затонского моста нам удалось запустить новую систему ливневой канализации и очистных сооружений, что чрезвычайно важно для развития новых микрорайонов Затона. 

Принято принципиальное решение: все застройщики теперь обязаны прокладывать ливневые канализации и благоустраивать территорию - это тоже мера борьбы с грязью и пылью. Что касается бесснежной осени, действительно, 3-4 недели в городе наблюдались неблагоприятные метеорологические условия (НМУ). Был полный штиль, застой воздуха. Все выхлопы с промышленных предприятий повисали над Уфой.

 - Смог над Уфой, о чем активно писали горожане в социальных сетях, имел, значит, место?

- Конечно. В этом повинен, с одной стороны, климат, с другой - промышленный арсенал индустриально развитой Уфы. Столица республики занимает лишь 3 % территории Башкортостана, но при этом на нее приходится треть всех промышленных выбросов! Нас спасает то, как грамотно в свое время промышленную зону возвели на северной окраине города: ветер обычно выдувает потоки в северном направлении, а не в центр. 

За последние годы мы закрыли очень много вредных производств, десятки гальванических цехов, опасных своими стоками с огромным содержанием тяжелых металлов, что благоприятно сказалось на экологии. 

 - И все же слухи про рутений. Как вы к ним относитесь?

- Отношусь как к слухам. Они, как ни странно, пришли из Европы, из Франции. Где Париж, а где Южный Урал? Объективная информация экологического мониторинга ежедневно в виде сводок ложится на мой рабочий стол. И я официально заявляю, что радиоактивная обстановка в Уфе в те дни была благоприятной: все основные показатели - вдвое меньше допустимых. Присутствовал ли рутений в воздухе или нет - сказать не могу, поскольку на территории Уфы его не идентифицируют, так как у нас нет таких опасных производств, где бы он мог проявиться. Коллеги из Челябинска ситуацию не комментируют, вероятно, как раз в силу ее абсурдности. Пусть компетентные органы разбираются. 

 - Закрытие вредных производств - конечно, благо, но люди теряют из-за этого работу. Вот и сейчас к нам в редакцию пришло тревожное письмо от работников «Промсвязи»: мол, производство сворачивают, а землю продают под жилищное строительство. Вы в курсе?

- Завод «Промсвязь» входит в структуру федеральной корпорации, и только собственник по своему усмотрению решает, как оптимизировать производство и эффективнее выстроить логистику. Надо понимать, что за минувшие 20 лет технологии кардинально поменялись. То, что раньше делали сотни рабочих в огромных заводских цехах, сейчас производят на роботизированных станках с программным управлением два-три оператора. 

С точки зрения человека, теряющего работу, ситуация кажется несправедливой, но к ней надо подходить объективно. За высококвалифицированными специалистами сегодня идет буквально охота, на УМПО, к примеру, вынуждены брать людей из других городов. Надо стремиться стать профессиональным сварщиком, инструментальщиком, и тогда работа сама тебя найдет. 

- Вместе с тем старые неухоженные заводские корпуса бывших оборонных заводов, мягко говоря, не украшают Уфу. Агрегатный, Приборостроительный заводы на «красной линии» - они тоже в федеральной собственности. Как их призвать к любви к родному городу, к желанию заботиться о его облике?

- Старые заводы занимают гектары земли, тогда как реально им достаточно сейчас лишь четверти. Рассматриваем заводские территории как резервные площадки для развития города. Совместно с собственниками будем обсуждать их дальнейшее использование. Вспомним Барселону - бывший промышленный порт, или мрачный Лондон, где на старых производственных объектах открылись театры, картинные галереи, фитнес-залы. Аналогичные проекты реализуются теперь в Москве и Питере. Хотя мне больше импонирует вектор развития городов США: через 20-30 лет морально устаревшие, не пользующиеся спросом здания там сносятся и на их месте возводятся современные объекты. 

- Но нам до таких темпов далеко. Со старым мостом через Белую бы пока разобраться. Ему всего 56 лет, а он уже давно в аварийном состоянии. И на реконструкцию требуется аж 6 миллиардов…

- Любые искусственные сооружения имеют срок службы. Бельский мост проектировался на 5-тонные машины и гужевые повозки, а по нему в последние 

20 лет ездили 40-50-тонные фуры. Что и привело к ускоренному износу. И теперь у нас нет выбора: мы не можем подвергать опасности жизнь людей. Правительство республики относится с пониманием к этой ситуации, и хотя в бюджет 2018 года расходы на реконструкцию моста не попали, надеюсь, такая строчка появится в планах на 2019 год. Несмотря на финансовые трудности, мы изыскали 110 млн рублей и разработали уже проект. В нынешнем году необходимо подготовить площадку, чтобы приступить к реконструкции. Откладывать дальше нельзя. 

 - Весь 2017 год только ленивый не обсуждал долги городского бюджета. Вы сменили своего зама, курирующего финансы, внедрили практически новый менеджмент в этой сфере. Есть ли результат? 

- Все 17 лет, что я работаю в городе, есть финансовые сложности, денег не хватает. И если посчитать, бюджетная обеспеченность уфимца получается меньше, чем у сельчанина. Таковы нормативы формирования бюджета - приходится с этим мириться и находить как варианты оптимизации, так и способы привлечения внебюджетных источников для решения неотложных задач. 

Нам удалось выстроить слаженное взаимодействие с Минфином республики и получить поддержку со стороны правительства по многим проектам. Особенно успешно сработали во втором полугодии: с первоначальных 19 миллиардов бюджет города в итоге подрос до 25,5 миллиарда. Я благодарен руководству республики за то, что нас услышали. К примеру, мы содержим дорогу Уфа - Аэропорт, но при этом из 17 км больше половины - территория Уфимского района, такая же картина на выезде из Шакши в сторону Челябинска, в восточном направлении на Казань. Теперь содержание этих дорог будет передано республиканской структуре. Или взять зимнюю уборку, когда в условиях нехватки снегоуборочной техники и денег на горючее нам приходится содержать территории поликлиник, больниц, театров, Конгресс-холла и десятки других. В результате анализа и обсуждений с Минфином нам удалось высвободить около 100 млн рублей и направить их на другие сферы. Мы реально почувствовали поддержку.

 - Немало досужих разговоров практически весь год крутилось вокруг строительной отрасли. Только в декабре вы назначили нового архитектора и зама по строительству. Нет ли опасений, что пришли новые лоббисты?

- Строительство - одна из важнейших отраслей для нашего города, она дает сотни рабочих мест уфимцам, загружает другие сферы. Однако времена его Величества квадратного метра прошли. Строительство - жесткий бизнес, новая команда должна навести порядок. Мы ликвидировали супердолжность, когда один человек курировал строительство, архитектуру, землю и имущество. Сейчас эти направления распределены между другими замами. Поэтому лоббизм исключается, а любые попытки будут жестко пресекаться. В то же время вице-мэру по строительству переданы вопросы транспорта, чтобы уже на начальном этапе решался вопрос проектирования дорог и транспортной доступности вновь вводимых объектов.

  - Общественный транспорт - еще одна головная боль. Из-за долгов несколько суток в Уфе не ходили трамваи и троллейбусы. Не грозит ли МУЭТ банкротство, каковы его перспективы? 

- До недавнего времени электротранспорт Уфы был включен в список социально значимых объектов, которые ни при каких обстоятельствах не отключали от энергоснабжения. Однако нашелся чиновник, который исключил МУЭТ из этого перечня. Но текущие и переходящие долги есть и будут! Ни для кого не секрет, как напряженно идут поступления в казну, как неравномерно платятся налоги, из них формируется бюджет и направляются деньги в том числе и на МУЭТ.

- Как не секрет и то, что трамвайная сеть в Уфе требует обновления и расширения, юг и север города разорваны, их вполне мог бы соединить электротранспорт, как это было еще недавно.

- К сожалению, мы упустили свой шанс четыре года назад, когда проект скоростного трамвая через улицу Блюхера был уже согласован и Европейский банк реконструкции и развития одобрил кредит на его реализацию. Тогда была организована протестная акция, на которую власти поддались. До сих пор об этом сожалею. И не снимаю с себя ответственности за срыв проекта, надо было действовать более решительно и настойчиво.

А сегодня на создание сети современного электротранспорта требуется 22 млрд рублей. Еще в 2000 году «Башавтотранс» вместе с МУЭТ перевозили 50 % всех пассажиров Уфы, а сегодня - лишь 15 %. Существенно сдали свои позиции и МУЭТ, и «Башавтотранс». На мой взгляд, необходимо создать единую транспортную компанию, которая сосредоточила бы у себя все виды городского транспорта и координировала их работу. И не важно, в муниципальной или республиканской собственности она будет.

- Возмущение уфимцев вызвали сообщения о банкротстве «Башавтотранса»: совсем недавно закупили комфортабельные вместительные «НефАЗы», на которых предпочитают добираться на работу многие горожане…

- Я тоже удивлен. Мне непонятна, к примеру, продажа Северного автовокзала. Мы рассчитывали на его базе организовать современный пересадочный пункт. Практически потеряли Речной флот - старейший в Уфе, придававший ей дополнительную туристическую привлекательность. Так что я солидарен с уфимцами и жду новых грамотных шагов от руководителя Госкомитета по транспорту. 

 - Недавно вы с главами районов проехали на городской электричке. Как впечатления?

- Очень хорошие. Мы реализуем этот проект совместно с Куйбышевской железной дорогой, в собственности которой находится прилегающая земля. И в этот раз начальник Куйбышевской железной дороги Рашид Сайбаталов был с нами. Мы проехали из Демы до Шакши за 28 минут. На машине времени уходит больше часа. Не случайно за минувший год пассажиропоток вырос на 46 %. Если удастся осуществить задуманное - обустроить соответствующую инфраструктуру на всех 11 пересадочных станциях, ввести единый проездной билет, наша городская электричка вполне станет аналогом легкого метро, набирающего, кстати, популярность и в Москве. Пока же нашлись только инвесторы на обустройство станции в Деме. Договорились с Куйбышевской железной дорогой о создании безопасных переходов, чтобы люди не ходили по рельсам и не пролезали под вагонами. Будем двигаться по такому же принципу дальше.

 - А что с Восточным выездом? Уже столько обещаний, что с трудом верится в перспективы…

- Сомневаться теперь не приходится. Сам президент страны Владимир Путин, находясь с визитом в Китае, заявил о готовности Банка БРИКС кредитовать Восточный выезд - крупнейший инфраструктурный проект. Для Уфы, конечно же, его ввод станет настоящим прорывом в транспортном обеспечении. Там впервые появится и платный участок дороги, за счет которого инвестор планирует окупить свои затраты.

А в конце года введен надземный переход около микрорайона Спутник, что обеспечивает безопасность дорожного движения. Через год завершится строительство транспортной развязки возле Тимашевского железнодорожного переезда, и он избавит от пробок жителей северных районов города - Инорса и Черниковки.  

 - Возвращаясь к полномочиям вице-мэра по строительству, хотелось услышать о проблеме обманутых дольщиков: гордиев узел не удается развязать уже много лет, когда же уйдет эта проблема?

- Через 3 года вступит в силу федеральный закон, запрещающий долевое строительство. И через лет 5-6 мы дольщиков забудем. Пока же жулики находят все новые и новые лазейки, а доверчивые граждане попадаются в их сети. Администрация Уфы со своей стороны предпринимает возможные шаги: размещаем на городском сайте список добросовестных застройщиков, разъясняем алгоритм выбора компании.  

 - Еще одна острая тема - обеспечение жильем детей-сирот и инвалидов. Уже несколько раз Уфа закрывала свой список нуждающихся по этим категориям граждан, но потом он появлялся вновь за счет прибывающих из других городов и районов республики…

- Добавлю, есть случаи, когда приезжают даже из других регионов, к примеру, из Челябинской области и встают в Уфе в очередь. Детей-сирот я еще понимаю: они стремятся в большой город, где больше возможностей. Но отказываюсь понимать взрослых детей, которые привозят из деревень родителей-ветеранов, получают на них квартиры для внуков, а стариков потом опять возвращают в хибары. Такая несправедливость только на совести детей, а у муниципалитета рычагов воздействия здесь нет. 

 - И все же минувший 2017 год оставил Уфе и много доброго. Три современные просторные школы - теперь наша гордость. Но на их фоне поблекли послевоенные учреждения образования, каких еще немало. Когда дойдет очередь до них?

- За последние 40 лет в городе впервые введены сразу три школы. В конце года также начата реконструкция 44-й школы, а в 1-й гимназии уже идет отделка возведенного минувшей осенью здания. После введения новых корпусов численность обучающихся в каждой из них удвоится. Мы готовим городскую программу по реконструкции образовательных учреждений, надеемся на поддержку правительства. А пока следующим на очереди стоит Инорс, там необходимо построить новую школу взамен снесенной аварийной 51-й, республиканские власти обещали нам помочь и подготовить проект.

Школы Уфы, конечно, чрезвычайно перегружены, и мы пока можем только мечтать, чтобы перевести всех на односменное обучение. При этом к нам ездят учиться ребята из 39 городов и районов республики. А еще 5,5 тысячи иногородних малышей посещают уфимские детсады. Таковы официальные данные. И в этом вопросе нас республика тоже услышала. Правительство приняло решение строить школы на границах с Уфой. Хотим мы того или не хотим, но постепенно движемся к формированию Уфимской агломерации. 

 - Достаточно сложно Уфе будет исполнить и рекомендации президента страны о ликвидации очередей в ясли. Спрос на них многократно превышает предложение.

- Тем не менее нам необходимо будет решить проблему, иначе столкнемся с другим вызовом - кадровым дефицитом. Впереди нас ждет демографическая яма - последствие 90-х годов, когда была зарегистрирована самая низкая рождаемость в России. Теперь девушки подросли, их мало, и надо создать все условия для скорейшего выхода мам на работу после декретного отпуска. Рассчитываем решить поставленную президентом страны задачу за счет частных яслей и детсадов. Их в Уфе сейчас официально зарегистрировано 110, примерно столько же работают без огласки и оформления документов по принципу клубов по интересам среди знакомых. 

Мы в свое время хорошо поддержали этот бизнес: частным детским образовательным учреждениям были предоставлены на льготных условиях площади на первых этажах зданий и встроенно-пристроенных помещениях, где-то даже помогали частникам с ремонтом. Пора получать отдачу. 

- Большой плюс минувшего года - исторический парк «Россия - моя история». Уфа стала первым после Москвы городом, где презентовали уникальный проект с участием федеральных гостей. А когда же появится музей Уфы? 

- Этот вопрос требует переосмысления. Для музея у нас готово помещение, это здание бывшей чайханы на Ленина, закуплено современное оборудование для интерактивных экскурсий. Однако с появлением уникальной экспозиции на ВДНХ, где городу, кстати сказать, принадлежит половина пакета акций, стало очевидным, что целесообразнее на базе «Россия - моя история» открыть интерактивный музей Уфы. А в дополнение к нему я бы, конечно, хотел видеть музей под куполом на месте раскопок Городища Уфа II, а также музей деревянного зодчества, где можно было бы собрать в том числе и памятники архитектуры старой Уфы. 

 - Понятно, что у города пока таких средств нет. А частные инвестиции? В Уфу вернулся Сергей Веремеенко с благотворительным фондом «Имэн-кала» и намерением восстанавливать исторические памятники. Не обсуждали с ним этот проект?

- Обсуждали. Но в первую очередь он нацелен достроить Воскресенский храм на улице Комсомольской, который сам и начинал возводить. На завершение объекта требуется 1,5-2 млрд рублей, деньги немалые, надо искать. 

 - Он еще и мечеть на проспекте Салавата обещал достроить. Там также планировался путепровод в продолжение улицы Коммунистической? Жилого же комплекса «Муслим-сити», говорят, не будет?

- Не то чтобы достроить, скорее, помочь скоординировать действия инвесторов, застройщиков и религиозных деятелей. Процесс идет. «Муслим-сити» как такового не будет, на его месте планируется разбить большой прогулочный парк, соединяющий в единую зеленую зону мечеть и церковь. А тот путепровод был еще в первоначальном проекте, когда прокладывали проспект Салавата Юлаева, а потом из-за дефицита средств исключили. Но он жизненно необходим городу, улица Коммунистическая должна плавно переходить в этот путепровод, который обещает стать украшением города. 

- Ирек Ишмухаметович, что вы считаете самой большой удачей 2017 года и какую видите главную задачу на перспективу?

- Уфа стала узнаваемой не только в России, но и далеко за ее пределами, она на слуху. По темпам благоустройства Уфа - в лидерах. Мы вышли на федеральный уровень, хотим там закрепиться, поскольку и все деньги там. За минувший год нам предоставлялись ведущие площадки страны для презентации своих лучших муниципальных практик. Это Союз российских городов (СРГ), Международная Ассамблея столиц и крупных городов СНГ (МАГ), Ассоциация городов Поволжья (АГП), Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО). Десятки раз мы выступали в Совете Федерации и Госдуме. Уфу знают! И я этим горжусь.

На ближайшие 10 лет для нас главнейшая задача - создание комфортной среды для инвесторов, развития их бизнесов. И здесь мы тоже в лидерах. Если в 2010 году объем инвестиций составлял лишь 60 млрд рублей, то в 2016-м - 102 млрд, по итогам 2017 года эта цифра будет не меньше. Именно на эти деньги развивается город, формируется его отличный от других неповторимый облик в архитектуре, в культуре, в частных деталях, которые столь же важны в интерьере мегаполиса, как и в любом современном доме. 

Для нас чрезвычайно важно, чтобы в Уфе развивались наукоемкие предприятия, чтобы молодые талантливые специалисты оставались здесь, покупали жилье, растили детей, формировали культурную среду обитания. Сейчас идет очень жесткая конкуренция между городами и регионами, кто сойдет с дистанции, уже никогда не догонит.

За 6 лет кардинально изменились внешние связи: число приезжающих к нам в рамках так называемого событийного туризма, включая командированных, возросло с 250 тысяч до 1 млн 200 тыс. человек в год. Нами подписаны побратимские договоры с тремя китайскими городами: Хэфэй, Шэньян и Цицикар, а также с городами-столицами независимых государств Бишкек, Астана и Минск. Мы готовы делиться своими компетенциями и учиться у коллег. Эра Интернета, IT-технологий делает мир открытым для сотрудничества. И мы с добрыми намерениями ждем гостей, партнеров в наш замечательный город, который летом утопает в зелени, а зимой искрится на солнце белым снегом. Перед нами стоят интересные амбициозные задачи, давайте решать их вместе. С Новым годом! Пусть он станет успешным!

 

Галина ИШМУХАМЕТОВА

Журнал "Уфа", январь 2018 года

Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA