От первого лица

Драйвер для мегаполиса

Опытом Уфы в сфере градостроительства и развития местного самоуправления заинтересовались не только в соседних регионах, но и во всей стране. Скажем больше: в минувшем году представителей нашей столицы впервые пригласили поделиться наработками на Московском урбанистическом форуме. Со своей стороны городские власти главной задачей считают сделать Уфу максимально комфортным и удобным городом. А чтобы найти оптимальное решение, строят работу на основе общественного мнения. Только так можно определить болевые точки на карте города и обозначить действительно актуальные для горожан проблемы. О ближайших перспективах столицы рассказал глава администрации Уфы Ирек Ялалов.

Драйвер для мегаполиса

Опытом Уфы в сфере градостроительства и развития местного самоуправления заинтересовались не только в соседних регионах, но и во всей стране. Скажем больше: в минувшем году представителей нашей столицы впервые пригласили поделиться наработками на Московском урбанистическом форуме. Со своей стороны городские власти главной задачей считают сделать Уфу максимально комфортным и удобным городом. А чтобы найти оптимальное решение, строят работу на основе общественного мнения. Только так можно определить болевые точки на карте города и обозначить действительно актуальные для горожан проблемы. О ближайших перспективах столицы рассказал глава администрации Уфы Ирек Ялалов.

 

«Управляемые» финансы


Минфин России признал Уфу лучшим городом по качеству управления финансами и муниципальным долгом. Соглашения подписаны со всеми крупнейшими банками. Долг не выходит за лимиты, город грамотно им управляет. Если обратиться к мировому опыту, любой мегаполис развивается за счет продуманной политики заимствований.


Один из важнейших источников пополнения городского бюджета — реализация земельных участков под застройку. Беспрецедентная работа идет и по земельному кадастровому учету. Муниципалитет провел тотальную аэрофотосъемку города с самолета камерами высокого разрешения, и каждые полметра захваченных территорий хорошо видны. Наведение порядка в этой сфере позволит увеличить поступления в бюджет за счет земельного налога и арендной платы за участки.


Здесь будет город-парк


Благоустройство парков, скверов, аллей в последнее время стало трендом города. В минувшем году работа шла на восьми крупных объектах — в саду имени Салавата Юлаева, на нижней площадке Конгресс-холла, в скверах имени Гафури и «Театральный», аллеях по улицам Пушкина, Первомайской и других. В строительство и реконструкцию вложено 940 млн рублей.


Совсем другой вид приобретают и дворы. За год приведено в порядок 80 придомовых территорий, в их благоустройство вложено более 50 млн рублей. По данным соцопросов, горожанам не хватает спортивных объектов шаговой доступности — хоккейных коробок, многофункциональных спортивных площадок. В минувшем году построено 29 таких объектов, еще пять находятся в работе. Кроме того, поставлена задача, чтобы у каждого уфимца была возможность заниматься на дворовых турниковых комплексах, и город к этому планомерно идет. Многие из этих проектов реализуются в рамках муниципально-частного партнерства.


Частный детсад в помощь


В минувшем году город пополнился двумя детскими садами — в Сипайлово на 190 мест и в северной части города на 200 мест. На выходе детсад в Нагаево. Еще три дошкольных учреждения, которые добавят 600 мест, возводятся в микрорайонах Шакша, Инорс и Дема. Получено положительное заключение госэкспертизы на строительство детсадов в поселке Максимовка, микрорайонах Сипайлово-1а и Сипайлово-2.


Проблема нехватки мест решается и привлечением в эту сферу предпринимателей. За последние два года сеть частных детских садов увеличилась вдвое, их в Уфе уже более
ста. Город предоставляет предпринимателям в аренду муниципальные помещения на льготных условиях, займы и субсидии. Родителям, чьи дети посещают частные детсады, компенсируют часть платы. В минувшем году на эти цели направлено более 800 тыс. рублей.


Коллапс не для нас


Транспортный коллапс у нас невозможен, поскольку нет монополии одного перевозчика. С государственным «Башавтотрансом» и муниципальным электротранспортом конкурируют полтора десятка частных операторов, выигравших конкурс на осуществление пассажирских перевозок.


Горожане дают общественному транспорту достаточно высокую оценку. Бывает, конечно, что к остановке сложно подъехать — пять-шесть автобусов подходят одновременно. Но главная задача решена — общественный транспорт в городе доступен, в том числе на отдаленных территориях. В городах, перешедших на автобусы большой вместимости, улучшилась обстановка на центральных улицах, но отдаленные пункты остались без общественного транспорта — для больших автобусов требуются соответствующие нормативам дороги. А в Уфе из 1,4 тысячи километров дорог 150 километров не имеют асфальтового покрытия.


Радует и то, что заметно обновился автопарк частных перевозчиков — на городских маршрутах появилось более 500 новых автобусов малой вместимости. Более полутора тысяч автобусов перешли на газ, что улучшило экологическую ситуацию.


Скоростной трамвай


От проекта легкорельсового транспорта город не отказался, но он будет пересмотрен с учетом последних веяний. За последние два года в развитии ЛРТ в мире произошли существенные изменения, удешевилась технология. В данный момент проект находится на госэкспертизе и будет реализован при благоприятной экономической ситуации.


Классического наземного метро, когда пути ни с чем не пересекаются, в Уфе не будет. Скоростные участки будут комбинироваться с существующими путями, которые реконструируют под требования лег- корельсового транспорта. В частности, на всех дорогах, которые пересекают линию ЛРТ, будут запрещены левые повороты.


Канатные дороги


Уфа с ее рельефом — идеальный город для развития сети канатных дорог. Строить их планируется за счет инвестора. Готовится технико-экономическое обоснование проекта. Первая линия протяженностью чуть больше двух километров свяжет Сипайлово и проспект Октября, а в дальнейшем будет продолжена до микрорайона Инорс.


Другой объект, к сооружению которого приступят в ближайшей перспективе, — подъемник в окрестностях Конгресс-холла. Специалисты предлагают два варианта его расположения: в районе школы № 35 или Софьюшкиной аллеи.


«Платный» центр


После того как будет сдана парковка на 820 мест у Гостиного двора и построен трехуровневый подземный паркинг на Советской площади (его планируется открыть в 2017 году), а также завершится работа по развитию сети удобного общественного транспорта, город сможет вплотную приступить к администрированию въезда в исторический центр. Без решения этих первоочередных задач данный вопрос рассматривать нельзя. Информационный блок, программу и серверы обещают предоставить москвичи, а оплачиваться парковка будет с мобильных гаджетов.


Платная парковка — не самоцель, а еще один шаг к наведению порядка на дорогах. За последние годы ситуация на центральных улицах — проспекте Октября, улицах Ленина, Карла Маркса, Пушкина — изменилась к лучшему, там теперь не увидишь паркующихся автомобилей. Как бы жители ни относились к муниципальной службе по эвакуации, она свои задачи выполняет успешно. Единственное, за что их можно критиковать, — это качество работы с клиентами. Эвакуация должна проходить без унижения человеческого достоинства. А если водитель подходит, когда машину начинают грузить, он должен отделываться штрафом.


Возвращение старины


Полтора года назад в городе активно взялись за восстановление памятников архитектуры. В кратчайшие сроки было реконструировано два из них — Дом Россинских и Чувашская воскресная школа.


В столице около 600 зданий признано объектами исторического наследия, но действительно выдающихся из них около двухсот. Муниципалитет намерен заниматься их реконструкцией исходя из принципа «аренда за рубль». Он предполагает, что частный инвестор в течение трех лет восстанавливает объект, а затем получает его в аренду на 25 лет по символической цене.


Жильцов не бросят


Аварийных и ветхих домов в городе около 1,1 тысячи, но по-хорошему на этот статус могут претендовать еще 3 — 4 тысячи. Парадокс в том, что огромное число домов, находящихся в ужасном состоянии, принадлежит частным лицам. Люди наплевательски относятся к своему жилью и одновременно пишут жалобы во все инстанции. Это нонсенс. Частный дом — зона ответственности человека, который в нем живет. Муниципалитет не будет сносить и расселять частное жилье, кроме экстренных случаев — пожаров, наводнений, провалов грунта.


За последние годы многие крупные компании — «Башнефть», РЖД, Бельское речное пароходство и другие — сняли с обслуживания больше тысячи домов. По закону, если предприятия от них отказались, их должен обслуживать муниципалитет. В пример можно привести ветхие двухэтажки в Затоне, в которые предприятие-собственник двадцать лет не вкладывало ни копейки. Город, конечно, жителей в беде не бросит, будет их расселять.


Добавим, что Уфа находится в первой тройке городов по реализации программы сноса и расселения аварийного и ветхого жилья. В эту сферу привлекается огромное количество бюджетных ресурсов, а также инвестиции частных застройщиков.

 

Только цифры

  • Объем промышленного производства в минувшем году возрос на 5 процентов и превысил 605 млрд рублей.
  • Инвестиции превысили 104 млрд рублей. В городе реализуется более 100 инвестпроектов стоимостью более 170 млрд рублей.
  • Возведено 880 квадратных метров жилья, более половины из которого — многоэтажки.
  • Капитальный ремонт прошел в 165 многоквартирных домах и 80 дворах. Заменено 50 лифтов, обустроено 78 детских площадок и спортивных комплексов.
http://www.resbash.ru/stat/2/7069
Размер шрифта: 141820
Цветовая схема: AAA